Перевозчики: новый рынок задает вопросы

07:30
18
До официального старта закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков осталось всего несколько месяцев. Однако перед ведомствами и страховщиками стоит масса вопросов, которые еще предстоит решить.

Хотел бы остановиться на тех из них, которые кажутся мне наиболее интересными.

Каковы должны быть тарифы на новый вид страхования? Этот вопрос обсуждается сейчас представителями НССО, ФСФР, Минтранса, Минфина и страхового сообщества. Пока ясно, что тарифы будут зависеть от множества факторов:  количества перевозимых пассажиров на том или ином виде транспорта, количеству аварий и пострадавших, типа транспортного средства, и.т.д.  Не секрет, что транспортный парк у перевозчиков в большинстве случаев не так уж нов. Будет ли тариф зависеть от возраста транспортного средства? Как будут в тарифе учитываться параметры, влияющие на безопасность перевозок? Какой размер тарифа не будет обременительным для бизнеса? А какой минимальный тариф смогут без потерь для себя обеспечить страховщики? Основная задача НССО на текущий момент – выйти на обоснованный и статистически верный расчет, который позволит создать первоначальную отправную базу для первого, как показывает практика других обязательных видов, самого сложного года страхования.

Урегулирование убытков. В законе прописана система урегулирования убытков, которая до сих пор на нашем рынке еще не применялась. Потерпевший сможет обратиться не только к страховщику ответственности перевозчика, но – в случае, если в месте его проживания представительства этой компании нет, – к любому другому страховщику, занимающемуся этим видом страхования.

Чтобы заставить эту систему работать, нам понадобится достичь плотного взаимодействия между страховщиками. Видимо, потребуется в кратчайшие сроки создать систему, в чем-то аналогичную системе ПВУ в ОСАГО. Система
ПВУ запускалась и обкатывалась почти год и до сих пор имеет массу изьянов. Сейчас же столько времени у страховщиков нет – значит, придется максимально использовать накопленный по этому вопросу опыт.

По каким правилам должно работать профобъединение страховщиков? Общее мнение страховщиков - правила должны быть стандартными.  Это удобно и понятно всем заинтересованным субъектам по новому Закону. Предстоит также решить вопрос о единой форме полиса или некоего сертификата, который будет выдаваться застрахованным перевозчикам. Каковы должны быть условия допуска участников на новый рынок, как контролировать их платежеспособность, как обезопасить страховщиков от проблем с текущей ликвидностью из-за крупных убытков? На эти вопросы тоже предстоит сформулировать ответы до конца этого года.

Прогнозируемый объем рынка у нового вида страхования невелик по сравнению с ОСАГО: по разным оценкам, он может составить от 4 млрд до 15 млрд р. Несмотря на это, интерес к нему проявляют многие страховщики. Думаю, запуск нового закона – отличная возможность показать, что страховое сообщество способно учитывать свои прошлые ошибки и объединяться для достижения общих целей.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
18 комментариев
18 комментариев
  • пр@хожий
    10:30

    любое обязательное страхование это ЗЛО и не дает никаких толчков для развития рынка

  • йонас
    11:12

    Обязательные виды страхование это тупик. Обязаловка, только привносит протест, чем стимул для развития…

  • Kutёk
    11:58

    Обязательное страхование — основа и источник формирования резервов, которые потом можно будет безболезненно потратить, допустим, на ликвидацию последствий пожара или горной лавины на Олимпиаде 2014.

  • Voron
    14:01

    Есть несколько интересных вопросов – как будет соотноситься покрытие по ОСОП и ОСАГО. Например, в случае наступления ДТП по вине перевозчика, приведшего к ущербу жизни и здоровья, какое покрытие будет задействовано в первую очередь и в каком объеме? И если, например, пострадавший обратился сначала к страховщику по ОСАГО, но, получив недостаточную выплату, сможет ли он обратиться за выплатой к страховщику по ОСОП?
    Будет ли регресс от страховщика по ОСОП к страховщику по ОСАГО и наоборот?

  • ILYA SOLOMATIN
    17:19

    Уважаемый Voron,

    Чтобы правильно ответить на Ваш вопрос надо смоделировать конкретную ситуацию. У нас сейчас многие перевозчики, например автобусы имеют полисы ОСАГО и работают в рамках 40-ФЗ. Новый закон в первую очередь ориентирован на ущерб жизни и здоровью, а не железу. В целом НССО и РСА этой проблемой, как потенциальной уже занимаются.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    18:02

    Voron,

    а в чем проблема? Ответственность возникает независимо от страхования. Т.е. единственный вопрос солидарно или субсидиарно должны отвечать страховщики в случае «совпадения» ответственности.

    ИМХО, если НССО с РСА не решат ничего и не внесут изменения в параметры страхования, то отвечать будут солидарно, что выгодоприобретателю только на руку.

  • Voron
    18:37

    2 Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    Проблемы предполагаю в практической реализации – например, страховщик по ОСОП откажет в части выплаты по причине того, что выгодоприобретатель не обеспечил возможность предъявления регресса к страховщику по ОСАГО (скажем, не заявил вовремя). Или отказ в части выплаты в связи с возможностью получения возмещения от другого страховщика, да мало ли что еще изобретут юристы.
    Поэтому и считаю, что пока не будет четко прописан порядок и соотношение покрытий по ОСАГО и ОСОП, каждый страховщик будет стараться оптимизировать выплату… за счет пострадавшего.

  • Voron
    18:39

    Уважаемый Илья,
    Так все таки надо смоделировать конкретную ситуацию, или этой проблемой НССО и РСА уже занимаются ;) ? Беспокоит то меня не какая-то конкретная ситуация, а как я написал Scarh Neamhai (А.А. Суворов) – неопределенность в связи с пересечением ответственности разных страховщиков и, как следствие, перекладывание части ответственности с одного на другого.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    22:29

    Voron,

    у Потерпевшего основное требование к виновнику. В случае обязательного страхования он ВПРАВЕ предъявить требование непосредственно страховщику. Т.е. ИМХО ответственность страховщика по умолчанию солидарная и кивать на других страховщиков не получится (иначе в суд со всеми вытекающими с учетом ЗоЗПП).

    Возможность регресса к страховщику по ОСАГО… Опять же лицом ответственным за причиненный вред является виновник и суброгация (а не регресс) возможна в отношение требования к виновнику, которое при наличии договора страхования может быть реализовано непосредственно страховщику по ОСАГО. Т.е. ссылаться на невозможность регресса к страховщику по ОСАГО будет бесполезно.

    Так что ИМХО разобраться в этом интересно в первую очередь аккуратным страховщикам, а то потерпевший будет просто обращаться к кому удобней и будет вполне в своем праве, а страховщикам потом (скорее всего через суд) распределять убытки.

  • MIRNbIY
    19:10

    На сколько я понимаю суть нового закона, то речь идет об отв-три за причинение вреда перевозимым пассажирам, а ОСАГО это пассажирам в другом транспортном средстве (третьи лица). Не вижу пересечения с ОСАГО.

  • MIRNbIY
    19:18

    В первую очередь покрытие по ОСОП. Далее регресс к виновнику, если виновник не сам перевозчик.
    Смысл пострадавшему пассажиру автобуса обращаться к СК виновника по ОСАГО, если проще (да и закон это подразумевает прямо) к СК перевозчика этого пассажира?

  • драконья ферма
    19:41

    если проще, то да.
    однако кто сказал, что это будет проще?

  • MIRNbIY
    19:42

    67-ФЗ об этом говорит.

  • MIRNbIY
    19:45

    Меня вот больше интересует как сама процедура урегулирования будет происходить… На мой скромный первый взгляд здесь поле для мошенничества не паханное…

  • драконья ферма
    19:47

    процедура урегулирования еще не отработана тыщу раз на практике. может оказаться, что по осаго окажется быстрее.

  • QATAR
    11:06

    В конечном итоге все эти расходы лягут на пассажиров, т.е. «по разным оценкам от 4 до 15 млрд.руб.» Полагаю, что для населения радости мало.

  • Voron
    14:22

    Коллеги,
    снимаю свой вопрос, т.к. обнаружил законодательное разграничение — в связи с принятием закона об ОСОП вносятся изменения в другие законодательные акты (N 78-ФЗ), в том числе в закон об ОСАГО, по которому человек, признаваемый потерпевшим по закону об ОСОП, не признается потерпевшим по закону об ОСАГО. Так что пересечения ответственности нет, возмещение только по ОСОП.

  • MIRNbIY
    10:03

    Объём рынка от 4 до 15 млрд рублей — не хилый разброс… Я слышал, по последним ориентирам, что объём составит от 2,5 до 3,5 млрд. руб.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля