Платим за РСА! Много. Дорого. Недобросовестно

08:26
12
Дмитрий Поздняков
Заместитель, начальник отдела методологии страхования, Российский союз автостраховщиков
Асфальт перед офисом РСА уже давно превратился в сплошное граффити. Ту же картину можно наблюдать и по дороге к офисам большинства страховщиков. Лозунги разные – от «Взыщем в суде!» до «Платим за РСА!». И если первое не противоречит закону, то услуга «Платим за РСА!» точно должна заинтересовать ФАС России.

Работа посредников по защите прав страхователей активно набирает обороты. Основной девиз таких организаций – помощь в урегулировании убытков. Но всегда ли это так?
Не секрет, что объем компенсационных выплат, производимых РСА, достаточно велик. Только за 11 месяцев 2011 г. урегулировано более 65 640 требований потерпевших и страховщиков по договорам «ушедших» страховых организаций.

Как показывает практика, во многом объем компвыплат зависит от теневого оборота бланков полисов. Однако это не единственный фактор, приводящий к увеличению расходования средств компфонда. Я имею в виду действия недобросовестных посреднических структур, которые «перехватывают» потерпевших на пути от страховой компании к РСА.

Так, за 2009–2011 гг. РСА выплатил 11,6 млрд р. До половины этой суммы приходится на требования страховых организаций по суброгации, остальное – на простых потерпевших (физических и юридических лиц).

Средний размер компвыплаты за эти почти три года колебался от 34,7 тыс. до 64,6 тыс. р. в зависимости от страховой компании. При этом средняя сумма страховой выплаты по ОСАГО – 23,7 тыс. р.

Объем обязательств страховой организации оценивается исходя из количества действующих договоров, частотности страховых случаев и размера средней выплаты страховщика в период его работы. Однако расхождение расчетного объема обязательств и объема фактически произведенных выплат не может не вызывать удивления. Приведу пример наиболее одиозных различий:

Страховая организация

Расчетный объем
обязательств*, тыс. р.

Произведено выплат РСА
на 25.11.2011, тыс. р
.

Вариант 1**

Вариант 2***

ОАО СК «Гранит»

603 623

1 070 876

1 354 708,5

ООО СК «Национальное качество»

50 131

99 878

276 052,3

ООО СК «Север Полис»

1 399

2 400

10 467,3

* На дату «ухода» страховщика.
** По средней выплате страховой компании.
*** По средней выплате РСА.


Из таблицы видно, что фактический размер компенсационных выплат сильно превышает любой расчетный показатель.

Не от того ли это, что доблестные «защитники страхователей» с дисконтом выкупают убытки у потерпевших, а дальше идут в РСА и получают выплаты, превышающие изначальные суммы в разы? И более того, убытки заявляются по договорам ОСАГО, заключенным «актуальной» датой на невозвращенных бланках. Причем, судя по темпам выплат по обязательствам «Инногаранта», «ЭСКО», «Гармеда», «Росстраха», потерпевшие с полисами этих страховщиков «отлавливаются» посредниками с самого начала.

Вместе с тем важно отметить, что средний срок осуществления компенсационной выплаты в РСА составляет не более 14 дней (вдвое меньше законодательно отведенного срока). В связи с этим возникает очередной риторический вопрос: действительно ли настолько необходимы потерпевшему посредники при получении выплаты? И чем на самом деле занимаются посредники, получающие за потерпевших выплаты в РСА?
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
12 комментариев
12 комментариев
  • Майкова
    09:41

    Под какую статью может подпасть такая деятельность правозащитников? мошенничество, не меньше, если подделывается дата заключения договора.

  • Я.Костомаров
    09:49

    Разные бывают правозащитники. есть «правозащитники» — сами предприимчивые сотрудники банкротов, есть и другие — которые сберегают нервы и время и даже деньги граждан, которых справедливо хаят за финансовую неграмотность

  • svnktr
    10:34

    Очередных риторических вопросов, увы, может быть сколько угодно.
    Однако уступать свои требования:
    а. никто пока еще не запрещал
    б. если потерпевшие на это идут значит это им выгодно, помимо того что они так «без вины виноватые» и им, мягко говоря, не позавидуешь.
    Если кто-то медленно шевелит своими «батонами» и этим дает возможность кому-то проявить себя, то это дает серьезный повод подумать о «батонах».

  • Юрий М
    11:22

    Сложно такое представить, но, возможно, некоторые посредники имеют отдельный вход в РСА, что и утежеляет нагрузку? В любом случае, должна же быть какая-то причина кратной разницы…

  • Сергей Гущин
    12:01

    Предложения от защитников прав страхователей по тому и поступают, что на них есть активный спрос.
    Думаю, РСА стоит самим подумать, как этот спрос уменьшить. Если ли даже страховые компании сталкиваются с необоснованными отказами в компенсационных выплатах и вынуждены взыскивать с РСА деньги через суд, то что говорить про обычных страхователей? Причем, они же ни в чем не виноваты. Если только в том, что наслушавшись обещаний про ПВУ, добросовестно выбрали для себя страховщика ОСАГО.
    Интересно было бы увидеть статистку РСА, какая часть компенсационных выплат производится добровольно, а какая через суд, с возмещением расходов на госпошлину, услуги оценщиков и адвокатов. Тогда, может быть, легче будет объяснить расхождения по средней сумме страховых выплат.
    Удивляет и средний срок выплаты в 14 дней. Или РСА сознательно выплачивает потерпевшим существенно быстрее, чем своим членам? По нашей компании срок в 30 дней не всегда выдерживается.

  • Дмитрий Поздняков
    12:19

    Майкова,
    с моей точки зрения ряд действий точно подпадает под нормы 159 статьи УК России.

    Я.Костомаров,
    не спорю разные бывают.

    svnktr,
    статья 11 ГК России четко прописывает, что злоупотребление правом недопустимо.

    Юрий М,
    ряд причин кратной разницы я Вам изложил — завышение калькуляции, договор ОСАГО под конкретный случай «актуальной» датой.

    Сергей Гущин,
    статистику посмотрю, думаю, что Вы в своем репертуаре омрачаете немного ситуацию, через суд взыскивается ничтожно мало — 6.9 % от всего объема выплат.

    По Вашей компании могу отдельно посмотреть.

  • svnktr
    12:51

    … ну тогда уж ст. 10 ГК РФ, кроме того, злоупотребление подлежит квалификиции судом, а никак не РСА.

  • Дмитрий Поздняков
    13:46

    svnktr,
    принимается, опечатался. Но мы и не против что бы факты злоупотреблений доказывались судом. Именно для этого установлено смс оповещение для клиентов о статусе дела, о размере произведенной выплаты. Достаточное количество потерпевших мягко сказать «удивлены» разницей сумм. А в ходе судебных разбирательств достаточно легко установить систематичность ряда действий и переквалифицировать злоупотребление в рядовое мошенничество.

    Сергей Гущин, если говорить конкретно по Вам:
    — в 2011 году Вы заявили 46 требований.
    — 36 урегулировано со средним сроком менее 7 дней.
    — 10 из заявленных находятся на рассмотрении.
    — 11 убытков вы списали «инкассо» с возмещением расходов на госпошлину, услуги оценщиков и адвокатов. Странно, что не стали их просто к нам заявлять, видимо услуги адвокатам важно было оплатить.: о) уж простите за иронию.

    Просроченных убытков нет.
    Средний размер выплаты по Вашим требованиям составил — 29,6 тыс. руб.

  • alexxx
    14:43

    Написано, как всегда красиво. Однако РСА можно сравнить с недобросовестными страховщиками. Обратился в РСА за выплатой (СК Инногарант), мне приходит письмо официальное от РСА, что Вами была уже получена выплата от Инногаранта. Я же знаю что выплаты то не было, бегу в Инногарант, мне еще повезло застал хоть каких то сотрудников, дали справку, что деньги Инногарант мне не перечислял, обратно в РСА, а в РСА мне говорят мол справка не подходит, в ней должны быть прописаны реквизиты которые вы указывали для выплаты еще когда документы в Инногарант подавали. Что за бред?!?!?!?!?! Может у меня 10 расчетных счетов и какая разница какой из них я указывал, уже и не помню (так и хотелось спросить, а чечетку тебе здесь не станцевать), ладно я обратно в Инногарант, а таких как я с письмами из РСА, уже очередь выстроилась. Вывод один можно сделать один, страхощики не хотят платить, а РСА тем более. Очень удобно г-н Поздняков всем потерпевшим от недобросовестных страховщиков по шаблону писать такие письма?! А что делать потерпевшим от Росстраха???

  • Дмитрий Поздняков
    15:20

    alexxx,
    я бы не горячился сравнивать с недобросовестными страховщиками.
    Инногарант сдал журналы учета убытков, в котором многие убытки были оплачены.
    Очевидно, что заплатить повторно РСА не вправе. И поверьте — это проблемма не только для Вас но и для нас.
    Обо всех «проблемах» вы можете смело писать в наш адрес, внутренний контроль в РСА поверьте работает хорошо. И творчество отдельных сотрудников легко отследить.

    Поверьте на 11 000 убытков описанных Вами случаев не много, но мы работаем в этом направлении, совершенствуя систему.

    Увы, посыл про нежелание платить принять не могу.

  • Сергей Гущин
    15:56

    Дмитрий, спасибо, что уделили нашей компании столько внимания.
    По Вашей статистике, из 36 урегулированных претензий 11 были взысканы по решению суда, а это 30,6%. Так что по нам это цифра далеко не «ничтожно малая 6,9%», отсюда и впечатление, наверное, мрачнее, чем у других. Замечу, что мы подаем в арбитражный суд на РСА только после получения отказа на нашу претензию, так как для нас судиться в Москве лишний раз нет никакого желания.
    Что касается сроков, то мне трудно понять, как у Вас получилось в среднем 7 дней, по нашим данным средний срок больше 20 дней. Наверное, взыскание по исполнительным листам считается за 1 день?
    Часть требований, которые заявлены, «находятся на рассмотрении» с октября 2011 года.

  • Дмитрий Поздняков
    16:59

    Сергей Гущин,
    вот реально уделил еще немного времени Вашей компании.
    Выплаты по Вам почти день в день решения + 3 дня на перичисление.

    В среднем даже немного меньше чем 7 дней.
    Все что в добровольном порядке — очень быстро.

    Приглашаю приехать проверить, если на слово не можете поверить. У меня нет сомнений в достоверности представляемой мне информации.

    Уточненные данные — 36 обращений это за весь период.
    В 2011 от Вас зарегистрировано 28 обращений.
    По 23 приняты положительные решения.
    По 5 случаям отказ (4 случая по ЭСКО и 1 по Гармед).

    Сергей, ну никак срок не больше недели.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля