Где выход из кризиса в ДМС, или будут ли нас лечить по единым стандартам

Резкий рост убыточности в добровольном медицинском страховании (ДМС) и цен на услуги лечебных учреждений заставляет страховщиков задуматься о создании на рынке системы независимой медицинской экспертизы. По результатам этого года некоторые аналитики ожидают снижения показателя сборов по ДМС на 15%. Стоимость полисов ДМС к началу текущего года выросла в среднем по рынку в 1,5-2,5 раза. Демпинг, актуальный в ДМС в начале кризиса, уходит в прошлое, зато на этом рынке обозначились первые признаки появления нестраховых финансовых схем.

13:50
Финмаркет

Дружба дружбой, а денежки врозь... В начале кризиса, осенью 2008 года тарифы многих страховых компаний на полисы ДМС начали необоснованное падение. Страховщики, видя как клиенты-юридические лица режут свои расходы в бюджетах на следующий год, ради их удержания начали понижать цены на полисы ДМС. Тарифы лечебных учреждений на их услуги, напротив, с завидной настойчивостью брали одну высоту за другой весь прошлый год. В результате этих "ценовых ножниц" даже при росте клиентского портфеля ведущие страховщики обнаружили убытки по ДМС к середине прошлого года. Показатель убыточности, и без того высокий, ушел у ряда компаний на 20% в минус. "Страховщикам ДМС удалось преодолеть кризисный 2009 год в большой степени за счет демпинга и с резким повышением уровня убыточности по рынку. Такой политики придерживались крупнейшие страховые компании, в том числе и "Ингосстрах", - отметила член правления "Ингосстраха" Татьяна Кайгородова, выступая на тематическом круглом столе, прошедшем в Москве на этой неделе. По ее словам, договоры по ДМС в начале прошлого года заключались с запланированной убыточностью 95-105%. "Одновременно в прошлом году сработал ряд факторов, который страховщиками не был учтен. Резко повысилась частота обращения застрахованных в лечебные учреждения, а следом начали расти расходы на оплату таких счетов страховых компаний", - отметила представитель "Ингосстраха". "С одной стороны, люди в кризисных условиях на самом деле стали чаще болеть, а с другой - они решили реализовать отложенный спрос на медицинские услуги из-за боязни потерять работу и возможность использовать полис ДМС", - пояснила Т.Кайгородова. Одновременно к политике существенного повышения цен на услуги прибегли в минувшем году лечебные учреждения (ЛПУ). "Некоторые из них заявили страховщикам о повышении тарифов в 2009 году на 100%. Ряд ЛПУ повышали тарифы на свои услуги на 50% каждый квартал. Повышение тарифов на 10% за год - лучший показатель 2009 года", - сказала представитель "Ингосстраха". Следствием такого положения дел стало увеличение страховых тарифов по полисам ДМС в 1,5-2,5 раза к 2010 году. "Это сильный удар по нашим клиентам, но другого выхода не существует", - считает Т.Кайгородова. Она отметила снижение уровня практики демпинга в ДМС в 2010 году, однако признала, что и сегодня "в тендерах на выбор страховщика по ДМС встречаются предложения небольших компаний, которые предлагают тарифы в разы ниже, чем лидеры этого рынка". Все сказанное дает основания предположить, что уже в этом году на рынке ДМС могут появиться факты неисполнения обязательств по полисам добровольного медицинского страхования, считает она. "Со своей стороны "Ингосстрах" усилил контроль за прохождением счетов на оплату услуг медицинских учреждений и принял решение не удерживать на обслуживании убыточных клиентов", - сказала Т.Кайгородова. Многократный рост стоимости медуслуг усилил контроль страховых компаний за прохождением счетов. Отношения давних партнеров - страховщиков и ЛПУ - стали драматичнее: выявлялись "приписки", назревали судебные споры. По совокупности причин сборы страховых компаний в этом сегменте по итогам 2010 года снизятся на 15% по сравнению с уровнем прошлого года, прогнозирует Т.Кайгородова. В свою очередь экспертные оценки руководителя Центра стратегического анализа "Росгосстраха" Алексея Зубца более оптимистичны. Показатель сбора премий по ДМС в прошлом году оказался примерно на уровне 2008 года (хотя в начале кризиса ряд аналитиков прогнозировал падение показателя на 8% - прим. ИФ-АФИ). "В этом году мы ожидаем сохранения показателя объемов премий на том же уровне и в следующем - его роста на 10%", - заявил "Интерфаксу-АФИ" А.Зубец. Нельзя требовать соблюдения того, чего нет В России давно назрела необходимость создания системы независимой экспертизы медицинских услуг в коммерческом секторе, создания реестра врачей-экспертов и системы их подготовки, считает начальник отдела медико-экономической экспертизы РОСНО Татьяна Виноходова. Однако прежде всем заинтересованным сторонам потребуется решить целый ряд связанных с этой темой вопросов. Пока медицинским страховщикам, продающим ДМС, и их экспертам не удается вступить в конструктивный диалог с представителями Минздравсоцразвития РФ. "Федеральный закон о защите здоровья граждан РФ вообще-то не разделяет российскую медицину на бесплатную и платную. На медстраховщиков обязательного медицинского страхования и ДМС он возлагает контроль за оказанием медицинских услуг с точки зрения их качества и объемов", - продолжила тему главный аналитик "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. При этом, что такое стандарты оказания медуслуг в ДМС, никому не известно. Кто такие медики-эксперты, никто не знает - ни в одном законе или нормативном документе об этом ничего не сказано. Между тем эти высокопрофессиональные специалисты с прекрасным медицинским образованием и опытом работы от имени страховщика контролируют в ДМС соответствие лечения диагнозу, обоснованность медицинских назначений, в том числе их объемов. Именно эксперты в случае конфликта по поводу назначенного лечения будут выступать на стороне пациента как потребителя медуслуги. Парадокс ситуации в том, что медэксперты в ДМС существуют в настоящее время почти как "нелегалы". Единый подход - единое качество медуслуг Составить прейскуранты стоимости страховых услуг. Об этом мечтает сообщество страховщиков ДМС. Общероссийские стандарты позволят составить адекватные прейскуранты стоимости страховых услуг в ДМС. Сообщество ставит вопрос обновления существующих стандартов оказания медицинской помощи населению и их унификации. За этой скучной фразой стоит следующее: "Российское здравоохранение имеет определенные стандарты в области медицинских услуг, однако они нуждаются в уточнении и дополнении. Кроме того, каждая территория в РФ имеет собственные стандарты таких услуг", - сообщила заместитель генерального директора СК "МАКС" Татьяна Садковская, выступая на заседании "круглого стола", посвященного проблемам ДМС. Государственная медицина в России не отделена от коммерческой, а законодательство декларирует единый подход в оказании медицинской помощи гражданам независимо от территории, на которой они проживают. Тем не менее, в Минздравсоцразвитии, отмечали страховщики в ходе "круглого стола", существует группа экспертизы качества услуг в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), но отсутствует таковая в сфере платной медицины. В силу этого становится крайне затруднительным установить справедливую тарификацию в ДМС, а завышенные объемы помощи через тариф по полису ДМС в итоге "давят на карман" пациента. Экспертам-медикам в страховых компаниях не на что опереться в анализе счетов, если наряду со стоимостью операции и анестезии в нем указан список дополнительных процедур, которые увеличивают стоимость счета в 3-4 раза, сетуют специалисты. "В ходе анализа счетов, к примеру, возникает вопрос, насколько в счете на оплату медуслуги уместна позиция платы за пользование биотуалетом в палате больного", - задается вопросом Т.Виноходова из РОСНО. В разных ЛПУ одни и те же услуги даже называются различно, продолжила она. "Порой нашим клиентам назначают одновременно по 10-20 наименований различных физиопроцедур (относящихся к категории дорогих - прим. ИФ-АФИ). Глядя на этот список, хочется спросить врачей, может ли выдержать лечение в таком объеме здоровый человек?" - недоумевает она. По ее словам, объединение усилий страховщиков ДМС для анализа счетов одного и того же ЛПУ показало, что, "судя по выставленным СК счетам, отдельные специалисты способны за одну смену выработать недельную норму приема пациентов". Как это у них получается? Сама садик я садила, сама буду поливать Прошлогоднее ноу-хау ряда ЛПУ проявилось в стремлении устранить как лишнее звено в отношениях с пациентами страховщиков ДМС. "Мы обнаружили, что такие ЛПУ сами устанавливают содержание медицинских программ по ДМС, опираясь на возможности своего учреждения, в то время как они по договору - исполнители услуг по таким программам", - сказала Т.Садковская из СК "МАКС". Они игнорируют программы ДМС, выбранные страхователями. Имея дело с конкретным ЛПУ напрямую, отмечает директор департамента САК "Энергогарант" Наталья Клименко, клиенты сталкиваются с ограничениями. Страховщик ДМС может выбирать из нескольких ЛПУ в рамках программы ДМС и направить пациента к наиболее сильному специалисту. Кроме того, по ряду программ ДМС предусмотрена возможность при необходимости направления пациентов на лечение за рубеж. "Представитель страховщика ДМС сопровождает застрахованного, отправленного на лечение в стационар. "Это обеспечивает ему совершенно иной подход врачей", - отметила Н.Клименко. Она добавила, что страхователи-юридические лица, заключая договоры ДМС со страховщиками, могут рассчитывать на бонусы в виде дополнительных страховых услуг для выезжающих за рубеж или на скидки при страховании имущества. МСМС сбалансирует отношение к ДМС и ОМС Глава Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов признал, что МСМС примерно 15% времени и сил уделяет проблемам рынка ДМС. Основные заботы союза связаны с темой обязательного медицинского страхования. Впредь этот дисбаланс соотношения будет выравниваться. Отвечая на вопрос о судьбе законопроекта об обязательном медицинском страховании, запланированного к рассмотрению правительством в этом году, Д.Кузнецов заявил следующее: "Минздравсоцразвития пока не разработаны основные принципы концепции реорганизации системы здравоохранения. В этой ситуации вряд ли разумно обсуждать в опережающем режиме тему реформирования системы ОМС, поскольку она является частью целого и должна вписываться в общий порядок". Он высказал предложение по созданию группы экспертов из представителей ведущих страховых компаний и обещал поддержку сообществу медицинских страховщиков в отстаивании их интересов. Также участники обсуждения выразили пожелание привлечь к проблемам рынка ДМС внимание Всероссийского союза страховщиков. Кризис в ДМС вызвал к жизни серые "схемы" Кризис вызвал к жизни явление, неведомое для ДМС. До сих пор этот бизнес считался практически чистым от всякого рода оптимизующих финансовых схем. Однако, судя по выступлению заместителя начальника управления надзора и контроля Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Ирины Красновой на заседании "круглого стола", это время закончилось. "Определенную тревогу у надзора вызывают появившиеся факты перестрахования по облигаторным договорам договоров прямого страхования по ДМС (до сих пор считалось, что риски ДМС практически не нуждаются в перестраховании - прим. ИФ-АФИ). Проверки ФССН показали, что "некоторые страховщики ДМС передают перестрахованию до 90% рисков по этой линии бизнеса", - сказала И.Краснова. Она добавила, что дальнейшим проверкам будут подвергаться в этой связке как прямые страховщики по ДМС, так и их партнеры по перестрахованию. Она также дала понять, что ФССН будет отстаивать интересы страхователей по ДМС. "Проверка правил по добровольному медицинскому страхованию различных компаний показывает, что многие из них не содержат рассчитанных тарифов, а договоры не включают размера страховой суммы, чего требует от СК законодательство", - сказала она. И.Краснова заявила также, что ФССН готова к диалогу обо всех проблемах добровольного медицинского страхования, в том числе о возможности возврата практики создания и использования страховщиками фонда предупредительных мероприятий, из которого они могли бы финансировать расходы на профилактические медицинские мероприятия, в том числе на вакцинацию сотрудников корпоративных клиентов.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля