ОСАГО: вступление в силу поправок о натуральном возмещении

Гость: Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах». Ведущий: Алексей Дыховичный

19:40
Эхо Москвы
А.Дыховичный ― 11 часов, 7 минут в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». У микрофона Алексей Дыховичный. Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Виталий Игоревич, здравствуйте!

В.Княгиничев ― Добрый день!

А.Дыховичный ― ОСАГО. Вступление в силу поправок о натуральном возмещении – об этом мы поговорим, большую часть времени, я думаю, будем говорить об этом. Там есть, о чем.

Да и вот еще такой момент: сколько мы тратим на страховку, имеется в виду ОСАГО – 6 тысяч рублей примерно в среднем?

В.Княгиничев ― По стране полис стоит около 6 тысяч рублей.

А.Дыховичный ― Вот если сравнивать с чем-то там, то на мой взгляд получается как-то очень много. Вот сейчас мы послушаем пленочку одну небольшую и дальше поговорим на эту тему.

В.Княгиничев ― Есть много спекуляций на эту тему.

А.Дыховичный ― Вот и я сейчас тоже поспекулирую немножко.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Согласно результатам исследования, проведенного Финансовым университетом при правительстве России, доля расходов домохозяйств на ОСАГО в 2016 году опустилось ниже уровня 2004 года. При запуске ОСАГО в 2004-м российские домохозяйства тратили на этот вид страхования примерно 0,6% своего годового дохода. Сохранение на долгое время фиксированного тарифа в сочетании с ростом благосостояния граждан страны привело к тому, что в период к 2011-2014 годам доля расходов ОСАГО в их бюджетах снизилось в среднем до 0,35%. Ряд мер по приведению тарифов на ОСАГО в соответствие с реалиями рынка довел ко второму кварталу прошлого года долю расходов на ОСАГО в бюджетах домашних хозяйств о 0,61%. Однако в 3-м и 4-м кварталах она стала снижаться и вышла к концу минувшего года на значение в 0,53%.

А.Дыховичный ― То есть в районе 0,5% всех годовых трат – это ОСАГО, получается. Во-первых, за счет чего динамика такая? С 2004-го по 11-й – там понятно.

В.Княгиничев ― Потом ОСАГО подорожало.

А.Дыховичный ― Потом ОСАГО подорожало тоже понятно почему. Доля стала больше. А вот почему с 11-го по сегодняшний день снизилось?

В.Княгиничев ― Существует инфляция, все дорожает. И я думаю, что – здесь не прозвучало, но по памяти, — мне кажется, основные траты основные траты домохозяйств осуществляются все-таки на покупку продуктов.

А.Дыховичный ― Это доля расходов… Точнее говоря с 11-го, не с 16-го года.

В.Княгиничев ― Я понимаю. Но доля же внутри этой корзины меняется в зависимости от того, на что тратятся деньги. И я подозреваю, что в основном деньги тратятся на еду, потом на одежду, потом на капитальные затраты. По всей видимости все подорожало, а ОСАГО стоит на месте.

А.Дыховичный ― Но Виталий Игоревич, это 0,5% годового дохода. Это только один единственный, да еще к том же обязательный для тех, у кого есть автомобиль, вид страхования. Что-то много получается. Как-то…

В.Княгиничев ― Я там услышал 0,05 — это, на самом деле, очень мало…

А.Дыховичный ― Это 61 сотая, то есть 5 десятых. В районе 0,5.

В.Княгиничев ― Лично знаю, сколько мои знакомы платят в других странах. Там это значительно больше – значительно.

А.Дыховичный ― Там именно обязательный вид страхования, то есть страхование гражданской ответственности.

В.Княгиничев ― Да, страхование гражданской ответственности, причем с учетом всех бонусов, поскольку люди приличные ездят без аварий, и она платят значительно меньше. Вот у меня товарищ платит тысячу долларов с учетом всех бонусов, которые у него есть. В его доходе это… приличные деньги.

А.Дыховичный ― Это безаварийная езда…

В.Княгиничев ― Да, совершенно верно.

А.Дыховичный ― То есть это не какой-то там лихач.

В.Княгиничев ― Абсолютно. Причем приличного возраста, то есть немолодой человек.

А.Дыховичный ― Сколько же платят молодые люди там тогда? Тысячу долларов – это в переводе на наши рубли…

В.Княгиничев ― Я думаю, что раз в 6 больше.

А.Дыховичный ― Ну ладно… Извините, раз уж вы такую аналогию провели, я так понимаю, что там и покрытие совершенно иное, не 400 тысяч рублей, как у нас.

В.Княгиничев ― Повыше, да.

А.Дыховичный ― И плюс там, наверное и покрытие в случае причинения вреда здоровью и жизни других людей совершенно иное и значительно чаще… Я правильно догадываюсь, предполагаю?

В.Княгиничев ― Совершенно верно, лимит повыше, но тем не менее, аварийность-то, в принципе, та же самая. Даже там аварийность ниже, чем у нас в России.

А.Дыховичный ― Ну тратим – это тратим, а вот в случае наступления страхового случая, как происходит возмещение – вот об этом мы, собственно говоря, будет в первую очередь говорить.

Вступают в силу поправки о натуральном возмещении, то есть, Виталий Игоревич, объясните, что это такое?

В.Княгиничев ― Тема развивается с декабря месяца прошлого года. Наконец-то 28 марта были опубликованы поправки и закону. И в нескольких словах можно сказать следующее. Натуральная форма возмещения – это что такое? Это ремонт. То есть ремонт является приоритетной формой возмещения в обязательном страховании гражданской ответственности, не деньги, а именно обеспечение ремонта поврежденного транспортного средства.

А.Дыховичный ― Закон вступает в силу 28 апреля. Вот на сегодняшний пока еще день, люди, как я понимаю, чаще просят деньги.

В.Княгиничев ― Ну, сейчас вообще другого варианта нет. Хотя мы добровольно предлагаем ремонтироваться, но соглашается ремонтироваться приблизительно 1% людей на сегодняшний день, пока не вступили поправки в силу.

А.Дыховичный ― По ОСАГО все просят деньги.

В.Княгиничев ― В основном все просят деньги. И процедура следующая: производится осмотр машины; составляется калькуляция на основании единой методики, утвержденной Центробанком и выплачиваются деньги, ущерб с учетом износа – вот это очень важно – с учетом износа, то есть за минусом износа.

А.Дыховичный ― И это не прихоть страховой компании.

В.Княгиничев ― Все в соответствии с законом.

А.Дыховичный― И износ учитывается тоже не исходя, как захотелось страховой компании, правильно я понимаю?

В.Княгиничев ― Есть единая методика расчета ущерба. Она утверждена, и в ней нормативы износа заложены. Там максимальный износ составляет 50%. Есть детали, на которые износ не начисляется. А в основном на кузовные запчасти износ начисляется.

А.Дыховичный ― Там в разных страховых, наверное, может быть какой-то плюс-минус, но очень небольшой.

В.Княгиничев ― Во-первых, в основном-то калькуляции составляют не страховые копании, а так называемые независимые эксперты. И в нормативных документах, по крайней мере, в обзоре Верховного суда, которые он составляет время от времени, допускается разброс плюс-минус 10%. То есть если разница между калькуляциями плюс-минус 10%, суд не принимает к рассмотрению даже иски. Если больше – то да.

А.Дыховичный ― Вот вы так казали «так называемые независимые эксперты» — оговорочка?

В.Княгиничев ― Ну эксперты бывают разные, и бывает, что он от кого-то зависимы, конечно. Это тема, она ближе к теме серых юристов, автоюристов, как их еще называют и так далее.

А.Дыховичный ― Хорошо, давайте вернемся к обязательному натуральному возмещению, почти обязательному, но об этом чуть попозже. 28 апреля, через 9 дней вступает в силу этот закон. Что это означает? Что все аварии после 28 числа… Как это все будет работать?

В.Княгиничев ― К сожалению, в законе указана формулировка, что нововведения будут действовать для договоров, заключенных после 28 апреля. Эта формулировка вызывает различные интерпретации. Я пока трактую так: поскольку у нас в основном форма возмещения прямая ПВУ (прямое возмещение ущерба), то есть пострадавший обращается в свою страховую компанию, где он заключал договор страхования, соответственно, для этого человека, если он заключил договор после 28 апреля, если наступит авария, он потерпевший – он может прийти и обратиться за натуральной формой замещения.

А.Дыховичный ― Несмотря на то, что выплате по ОСАГО рабочим, так сказать, полисом является полис виновника.

В.Княгиничев ― Вот это моя трактовка. Мы еще ждем разъяснений Центробанка на эту тему. Запрос направлен, и до вступления в силу, я думаю, эти разъяснения поступят. Но, тем не менее, пока для себя я решил так.

А.Дыховичный ― А правильно ли я понимаю, что те, кто заключат договора о страховании после 28 числа – еще пока непонятно, виновник это или пострадавший – они не смогут отказаться уже от натурального возмещения, то есть от ремонта, сказать: «Нет, давайте мне лучше деньги» — вот они уже не смогут, правильно, да?

В.Княгиничев ― Совершенно верно. То есть закон теперь вводит норму, что это основная форма замещения, и там есть четкий закрытый список позиций, когда человек может получить деньги.

А.Дыховичный ― Закрытый – в смысле?

В.Княгиничев ― Точное наименование ситуации, когда человек получает деньги. Это гибель владельца транспортного средства либо получение им ранений. Это полная гибель транспортного средства: не имеет смысл его восстанавливать. Либо превышение лимита 400 тысяч.

А.Дыховичный ― То есть превышение лимита, просто потому что ремонтировать дороже чем….

В.Княгиничев ― Совершенно верно. А плюс еще там предусмотрены ситуации, когда страховщик не может подобрать сервисных станций, которые осуществят ремонт данного транспортного средства. Ну, предположим, есть достаточно редкие транспортные средства и станций таких просто нет, тогда предусмотрена выплата денег. Вот всё.

А.Дыховичный ― По-моему, там еще, если человек инвалид.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. Ну я приравниваю к ранениям… ну да, инвалидам деньги выплачиваются в денежной форме.

А.Дыховичный ― Все остальные строго — на СТО.

В.Княгиничев ― Совершенно верно, станция технического обслуживания автомобилей. Все туда. Предусмотрено, что при заключении договора человек выбирает станцию, на которой он предпочитает ремонтироваться. Это немножко странно, но как законодатель установил, так и есть. При заключении договора вы указываете, где вы предпочитаете ремонтироваться. Но когда наступает страховой случай, а он может через год наступить или чуть меньше, у страховой компании уже может не быть отношений с этой станцией. Тогда вы выбираете на момент аварии из того списка, который есть в страховой компании. Это список публикуется в интернете.

А.Дыховичный ― А я могу переехать на другой конец Москвы, мне неудобно.

В.Княгиничев ― Это немножко странная конструкция, но вот законодатели старались максимально защитить потребителя, я так понимаю. Хотя это породило некие странности, то есть, на самом деле, тут кроме того, что отношения может прекратить страховая компания с этой станцией, ведь страховая компания, исходя и разных соображений может направлять на станцию. Она, например, знает, что на этой конкретной станции просто перегруз, там очередь большая. Зачем есть на эту, если есть станция свободная – езжайте туда.

А.Дыховичный ― Если там перегруз, наверное, там хорошо ремонтируют, и народ туда едет, а где свободно, там… э

В.Княгиничев ― Ну опять же хорошо ремонтирует… Страховая компания выбирает такие станции, которые все хорошо ремонтируют. Им финансово невыгодно выбирать станции, где плохо ремонтируют, потому что за качество ремонта и сроки несет ответственность страховая компания.

А.Дыховичный ― Я напомню, что у нас в гостях Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» или как это правильно называется – СПАО.

В.Княгиничев ― Страховой публичное акционерное общество.

А.Дыховичный ― «Ингосстрах». Мы говорим о ОСАГО, о вступлении в силу поправок о натуральном возмещении.

Хочу обратиться а нашим слушателям: вообще, нравится вам такой вариант или не нравится? Во-первых, давайте просто проголосуем. Скажите, устраивает ли вас натуральное возмещение в ОСАГО? Если оно вас устраивает, позвоните, пожалуйста, по телефону: 660 06 64. Если нет, вас это не устраивает, раньше было лучше: 660 06 65. Голосование идет. Вернемся попозже к результатам. Да, и работает, конечно же, sms. Вы можете мотивировать свою точку зрения: не устраивает потому что… или, наоборот: устраивает, потому что… Да, вы хотели, Виталий Игоревич…, повлиять на результаты голосования?

В.Княгиничев ― Нет, я могу дождаться, потом высказать свое мнение.

А.Дыховичный ― Когда речь идет о каско, об этом дорогом виде страхования, когда страхуешь свою машину, а не ответственность, там люди обычно, насколько я знаю, выбирают…

В.Княгиничев ― 90% выбирают в КАСКО натуральную форму возмещения. Жалоб катастрофически мало. Понятно, что есть человеческий фактор. Раз, два… три в год у нас случаются ситуации, когда люди недовольны ремонтом, и в основном даже не качество, а сроками. То есть существуют всегда очень тяжелые аварии с крупным ремонтом. Ремонт затягивается, люди недовольны и так далее. Эти ситуации возникают два-три раза в год. Извините, это на несколько сот тысяч страховых случаев. Я считаю, что это мизер.

А.Дыховичный ― Давайте я напомню голосование. Призову наших слушателей проголосовать. Скажите, пожалуйста, устраивает ли вас натуральной возмещение в ОСАГО. Да устраивает – 660 06 64. А кто только-только подключился, я скажу, что буквально вот-вот и это станет обязательным. Президент подписал, опубликовано. Нет, не устраивает нас такое – 660 06 65. Еще буквально пару минут голосование будет идти.

Когда речь идет о КАСКО, то там обычно новые машины страхуют по КАСКО, более-менее, новые машины. Там СТО – обычно это дилеры, да?

В.Княгиничев ― Как правило, по большей части это дилерские.

А.Дыховичный ― А здесь что будет предлагать страховая компания 20-летней машине, у которой все болты отваливаются, и вот попала в аварию? Все равно, будьте добры, крылышко-то почините, причем новое теперь поставьте в обязательном порядке.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. В законе оговорено, во-первых, для автомобилей не старше 2 лет ремонт у дилера. Это в законе записано. И второе, что там оговорено – что запчасти для ремонта должны использоваться новые. Никаких восстановленных, никаких БУ, ничего. Опять же для меня это спорный момент, но закон постановил так.

А.Дыховичный ― Так. А спорное для вас – что?

В.Княгиничев ― Это огромная тема, на самом деле. У нас полстраны… ну хорошо, не полстраны – огромная территория за Уралом, Дальний Восток – там праворукие машины. Ну нету новых запчастей на эти автомобили. Люди останутся без услуги. Они по-прежнему будут получать деньги. Они не смогут отремонтировать свой автомобиль, хотя рынок ремонта существует. Рынок бэушных запчастей там очень хорошо развит. И это было бы можно легко организовать, но закон это запрещает.

А.Дыховичный ― А куда вы будете отправлять ремонтировать машины старше двух лет – в гараж?

В.Княгиничев ― Я тогда повторюсь. Страховой компании финансово невыгодно заключать договора с ремонтными организациями, которые могут осуществить ремонт некачественно и не в срок. Потому что санкции за просрочку ремонта – 0,5% в день. Извините, это большие деньги, учитывая стоимость ремонта, плюс еще штрафные санкции за качество ремонта. То есть нужно будет заново все переделывать и заново все оплатить. Поэтому никакого интереса в гараж дяди Васи гнать нет. И таких станции не будет у страховой компании.

А.Дыховичный ― Я остановлю результаты голосования. Во-первых, спасибо огромное всем, кто проголосовал. Во-вторых, вы сказали, что до сегодняшнего дня 1% людей по договору ОСАГО выбирает натуральное возмещение, 99%, соответственно, выбирают деньги. У нас, собственно говоря, голосование примерно такое же. Как думаете, как сложились результаты? То есть не примерно, даже точно такой вопрос задают человеку, который обращается в страховую компанию: Вы как хотите, деньгами или ремонтом? Вот и мы тоже спросили.

В.Княгиничев ― По странной ситуации люди хотят деньги, хотя я не очень понимаю, что они с этими деньгами будут делать. Только если единственное, что люди надеются сэкономить: потратить на ремонт меньше, а остальные деньги пустить на какие-то другие нужды. Вот это единственная причина выбора денег. Другой причины не существует. Наверное, хотят деньги.

А.Дыховичный ― Хотят деньг. Это очевидно, когда 1% и 99%. Но как разложились результаты: точно так же – 1 – 99?

В.Княгиничев ― Нет, скорее всего, процентов 60 хотят деньги.

А.Дыховичный ― 85, 6% хотят деньги, 14, 4% слушателей хотят натуральное возмещение.

В.Княгиничев ― Я считаю: люди, вы странные.

А.Дыховичный ― И на эту тему замечательное сообщение от Михаила из Санкт-Петербурга, очень интересное, на мой взгляд: «Получается, что государство не может победить коррупционных автоюристов, — об этом вы часто говорили, и ведь правильный вывод делает Михаил, — продажных судей, и из-за этого создает большие проблемы 99% владельцев, которые предпочитают получить деньги. Правильно ли это?»

В.Княгиничев ― А проблема в чем? Можно мне проблему нарисовать? Что это за проблема – не ремонт получить, а деньги ? Вот в чем она заключается? То, что сняли головную боль по поиску этого сервиса, по заказу запчастей, по отслеживанию качества? В чем проблема? Не вижу проблемы ни разу.

А.Дыховичный ― Я могу предположить, что человек подешевле как-то отремонтирует машину…

В.Княгиничев ― Хочет на этом заработать. Но, извините, закон не для этого, поэтому это не проблема.

А.Дыховичный ― Получить деньги за новую запчасть, поставить бэушную, прикрутить самому с другом в гараже.

В.Княгиничев ― Вот это основное: люди хотят сэкономить и пустить страховое возмещение на другие нужны. Закон о обязательном страховании гражданской ответственности не об этом, это не способ заработка. Поэтому не проблема.

А.Дыховичный ― Ну что ж, спасибо вам! Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» был у нас в гостях. О вступлении в силу поправок о натуральном возмещении в ОСАГО мы говорили. Виталий Игоревич, еще раз спасибо!

В.Княгиничев ― Спасибо! 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля