Как уже сообщало АСН, законопроект, касающийся страховщиков, профучастников рынка ценных бумаг, НПФ, управляющих инвестфондами и ПИФами, осенью 2008 г. внесли в Госдуму депутаты Юрий Исаев, Александр Коваль, Лиана Пепеляева и Владислав Резник. В первом чтении его приняли в январе.
Документ обязывал руководство финансовой компании в течение недели уведомить контрольный орган (для страховщиков – ФССН) о возникновении оснований для мер по предупреждению банкротства. Таким основанием мог быть, в частности, случай, при котором компания несколько раз в течение месяца отказывается удовлетворить законные требования кредиторов (под отказом понимается неисполнение требования в течение 10 дней после возникновения соответствующей обязанности). Минэкономразвития предлагает разъяснить данный пункт в отношении страховщиков: отказом, по его мнению, следует считать невыплату возмещения в срок, предусмотренный законом или договором страхования, а также неисполнение иных требований кредиторов, если они признаны страховщиком или установлены судом. Признанным страховой компанией является страховой случай, в отношении которого она вынесла решение о выплате возмещения или не предоставила мотивированного отказа в выплате.
Под мерами по предупреждению банкротства финансовой организации законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, предусматривает реализацию плана финансового оздоровления и введение временной администрации, а Минэкономразвития считает таковыми:
- оказание финансовой организации финансовой помощи ее учредителями и иными лицами;
- изменение структуры активов и структуры пассивов;
- увеличение уставного капитала и средств;
- реорганизацию.
Авторы поправок предлагали наделить органы, контролирующие соответствующие финансовые рынки, полномочием вводить в «проблемных» организациях временную администрацию. Например, для страховщика такая мера применяется непременно, если его лицензия отозвана или приостановлена из-за:
- осуществления запрещенной законодательством деятельности, а также деятельности с нарушением условий лицензирования;
- несоблюдения законодательства о формировании и размещении страховых резервов, иных гарантийных фондов;
- несоблюдения требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности.
По мнению Минэкономразвития, ФССН также вправе назначить временную администрацию в случае ограничения лицензии страховщика, однако решение об этом должно быть мотивированным. Помимо сотрудника контрольного органа в состав временной администрации Минэкономразвития предложило включать и представителя саморегулируемой организации, членом которой является финорганизация.
Законопроект обязывает временную администрацию в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховщика изъять бланки строгой отчетности и передать их соответствующему профобъединению или организации-изготовителю. Минэкономразвития полагает, что бланки должны быть изъяты не только у страховой компании, но и у ее «страховых брокеров и страховых агентов».
Помимо этого Минэкономразвития предложило обязать контрольный орган публиковать решения о назначении временной администрации.