Минфин готовит стимулы для рынка

В проекте доклада о стимулировании граждан к добровольному страхованию Минфин предложил убрать негатив вокруг урегулирования убытков и упростить страховщикам создание новых продуктов. Страховщики скептически отнеслись к таким стимулам – они верят лишь в обязательное страхование.

09:21
13
Минфин предложил новые стимулы развития страхового рынка. Страховщики отнеслись к ним с недоверием.
В пользу клиентов
1. Утвердить примерные условия социально значимых видов личного и имущественного страхования.

2. Законодательно закрепить требования к раскрытию информации о страховщике, страховом посреднике и условиях оказываемых ими услуг.

3. Применять перечень обязательных нормативов, характеризующих финансовую устойчивость страховщика.

4. Унифицировать подходы к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан; использовать институт независимой экспертизы.

5. Ввести административную ответственность страховщиков и их должностных лиц за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по договорам страхования, а также ответственность актуариев и аудиторов за выдачу необоснованного заключения.

6. Создать институт страхового омбудсмена.

7. Сформировать гарантийные фонды по массовым видам страхования.

8. Комплексно усовершенствовать законодательное регулирование массовых страховых услуг, в частности, ОСАГО.

9. Законодательно обеспечить актуарную деятельность.
Проект доклада Минфина «о мерах по стимулированию интереса граждан к заключению договоров страхования», оказавшийся в распоряжении АСН, разработан по поручению правительства. Сейчас он находится на согласовании с заинтересованными ведомствами. В ближайшее время его направят в правительство, сообщили АСН в Минфине.

Предлагаемые министерством меры можно условно разделить на стимулы для клиентов и стимулы для страховщиков (см. врезки).

Меры в пользу клиентов направлены на решение главных проблем, формирующих негативное отношение граждан к страхованию. Это занижение и задержки выплат, необоснованные отказы в них и незащищенность клиентов в случае выбора ненадежного страховщика или его банкротства.

Решить проблему занижения выплат предлагается при помощи института независимой экспертизы и унификации подходов к оценке ущерба. Для борьбы с необоснованными отказами и задержками выплат Минфин предлагает наказывать страховые компании и их сотрудников штрафами.

Для защиты интересов клиентов в случае банкротства страховщиков Минфин считает уместным создать гарантийные фонды по массовым видам страхования. Одновременно должен быть ужесточен надзор за финансовой устойчивостью страховщиков и усилена ответственность страховых актуариев и аудиторов за выдаваемые ими заключения.

Кроме того, предлагается выработать и утвердить примерные условия договоров по социально значимым видам страхования, чтобы оградить потребителей от невыгодных условий.

Меры в пользу страховщиков в основном направлены на устранение препятствий для появления новых страховых продуктов и распространения существующих. Это, в частности, упрощение процедуры лицензирования и развитие электронного страхования.

Наиболее значимые изменения предполагается провести в накопительном страховании жизни – например, уравнять налоговые права клиентов страховщиков жизни и НПФ, а также законодательно обеспечить инвестиционное страхование жизни.

В пользу страховщиков
1. Внести в законодательство изменения, позволяющие расширить линейку продуктов по личному страхованию, страхованию жизни, в т.ч. инвестиционному страхованию.

2. Оценить целесообразность изменения налогового законодательства для приведения условий накопительного страхования жизни в соответствие с условиями банков и НПФ.

3. Усовершенствовать процедуры лицензирования и депонирования правил добровольного страхования, чтобы упростить создание новых продуктов.

4. Законодательно обеспечить электронные продажи.

5. Усилить ответственность владельцев объектов с массовым пребыванием людей за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу.

 
Опрошенные АСН эксперты и участники рынка скептически отнеслись к предлагаемым стимулам.

Так, в числе эффективных мер по защите интересов потребителей страховые юристы назвали лишь создание гарантийных фондов и, отчасти, введение штрафов для страховщиков. А самой лучшей мерой было бы распространение на страхование действия закона о защите прав потребителей, заявил АСН старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

Самым же действенным стимулом развития рынка его участники по-прежнему считают введение новых видов обязательного страхования.

Так, по мнению гендиректора «Ингосстраха» Александра Григорьева, «чтобы граждане стали себя страховать, у них должно появиться доверие к государству. Простимулировать возникновение этого доверия могут обязательные виды страхования: человек начинает верить в страхование после того, как получает страховое возмещение».

С ним согласен и заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов: «Чтобы стимулировать продажи страховых услуг, необходимо, в первую очередь, дальнейшее расширение обязательных видов страхования, например, страхование ответственности врачей».

Среди других мер, способных стимулировать граждан страховаться, опрошенные АСН участники рынка упомянули введение налоговых вычетов в размере уплаченной страховой премии и усиление гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью.

В целом же опрошенные АСН эксперты сходятся во мнении, что развитие рынка тормозит, прежде всего, низкая платежеспособность населения. Так, по словам руководителя департамента стратегического маркетинга «Росгосстраха» Алексея Зубца, в России лишь 15% населения платежеспособно настолько, что может страховаться.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
13 комментариев
13 комментариев
  • reliz
    13:26

    И сократить число компаний до двух.
    Чего уж. Все к этому идет :)

  • Доброхотов
    14:28

    очень верное замечание насчет плохой платежеспособности. В Европе с начала кризиса активно работают над удешевлением страховых продуктов для тех, кто выпал из числа потребителей из-за резкого сокращения доходов. Однако дешевый продукт определяет необходимость значительную часть ущерба все равно покрывать за свой счет. Оправдываются ли в таком случае затраты на страховку?..

  • Kutёk
    15:26

    «В целом же опрошенные АСН эксперты сходятся во мнении, что развитие рынка тормозит, прежде всего, низкая платежеспособность населения. „

    Предлагаю населению срочно раздать денег, а страховщикам (не живопыркам) рассказать кому и сколько роздано. И пусть активнее развивают рынок.

  • Юрий М
    15:55

    И ввести для определенности в реестре субъектов страхового дела признак — «живопырка».
    Заставить кого-нить умного вести учет живопыристости, и своевременно присваивать-отзывать это почетное звание.

  • Bismark
    15:57

    «В целом же опрошенные АСН эксперты сходятся во мнении, что развитие рынка тормозит, прежде всего, низкая платежеспособность населения. „
    А вот опросили бы не экспертов, а само население — и оно бы ответило… пи… пи… это… страхование… пи… пи…

  • Вадим Демченко
    16:02

    «А вот опросили бы не экспертов, а само население»
    Посылали. Не возвращаются

  • Лосось
    16:09

    не представляю я себе страхового омбудсмена в наш средний век. народный страховой рейтинг — вот это действительно работающий механизм на сегодня. Весь механизм прост, прозрачен, честен и видны результат и реакция страховщиков

  • Юрий М
    16:24

    Да, Лосось, да!
    Где можно полюбоваться серьезным народным рейтингом?
    Кому доверяем?

  • Kutёk
    17:19

    2 Юрий М
    Верить надо партии и правительству! Так меня учили в школе. А правительство уже определилось со своим рейтингом страховщиков, отделив живопырок от неживопырок одним взмахом бровей.

    ЗЫ. Может полное собрание сочинений В.И.Ленина перечитать? Может великий учитель что подскажет? Начну со статьи «Как на реорганизовать Рабкрин?»

  • insus ru
    17:31

    Нар.рейтинг здеся: http://www.asn-new....
    Нумер 5 вдруг привлек мое внимание.

  • Лосось
    19:03

    насчет Контакт-страхования — почему вы думаете, что этот страховщик не может оставить по себе впечатления в среднем на уровне пятого места? все-таки это не Империя страхования. нормальная была СК, щас рейтинг понизится из-за проблем с выплатами. Но проработала она несколько лет в нормальном режиме.

  • insus ru
    00:30

    Лосось, почему Вы думаете, что я думаю, что этот страховщик не может оставить по себе впечатления в среднем на уровне пятого места? Я думаю о другом — народный рейтинг может сильно ошибаться, т.к. он не распознает надежность компании и соответственно не может быть верным советчиком в выборе СК. Данный простой, прозрачный, честный механизм — это действительно не работающий механизм на сегодня.

  • Николай Б.
    07:35

    insus ru, а по мне — так раз вполне себе работающий. Потому что заставляет нормальных страховщиков вступать реальный в диалог с клиентом по существу проблемы и решать эту проблему (либо явным образом выявляется, что клиент не прав). А по этим диалогам и обсуждениям другой клиент, выбирающий компанию, может составить себе вполне адекватное и обоснованное представление, нужна ему такая компания или нет. Причем сам рейтинг (таблица) даже не имеет уже решающего значения. В общем пусть не сочтет местная администрация за лесть, но такого правильно-дотошного подхода на каких-либо других сайтах я не видел. Недоработки правда тоже явные есть — например, надо как-то выделять компании, в отношении которых действуют санкции, чтобы клиенты не могли их выбрать. Как правильно заметил Лосось, такие компании не обязательно могут быть на последних местах рейтинга: например, разорение компании еще не означает, что она плохо работала с клиентами до этого. Так что нахождение таких компаний не на последних местах — это как раз свидетельство, что рейтинг не искусственный и объективный. И в целом даже с этой недоработкой расположение компаний в нем все равно более или менее адекватно по-моему.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля