Страхование – институт взаимопомощи

10:04
14
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право
По результатам одного из опросов, 21% респондентов назвали социальную ответственность в числе наиболее значимых факторов доверия потребителей к страховщикам.

Социальная ответственность страховщика – понятие многогранное. Одной из самых видных ее граней должна быть благотворительность.

Прочтенные недавно произведения выдающегося адвоката А. Ф. Кони заставили задуматься о том, как сегодняшний российский бизнес (в частности, страховой) участвует в благой помощи нуждающимся. У Кони прослеживается жизнь конца XIX – начала XX веков, бедность народного большинства, переживания в обществе. Чертой того времени были меценатство и благотворительность дореволюционных российских предпринимателей.

В России количество слабозащищенных и нуждающихся людей – огромно, особенно в последние 20 лет. А страховой сектор при этом – один из крупнейших аккумуляторов финансовых средств (наряду с банковским и сырьевым секторами).

Безусловно, большинство уважающих себя страховых компаний и страховых брокеров с разной степенью активности участвуют в тех или иных благотворительных и спонсорских акциях. В новостях время от времени слышно о помощи детям, выделении средств на противопожарное или медицинское оборудование и т.п.

Конечно, такие акции – дело доброй воли каждого. Однако представляется, что для страхового сообщества назрела необходимость консолидировать подобные проявления энтузиазма, вывести социальные мероприятия на уровень общего дела.

В чем это может выражаться?

Мне понравился специальный раздел  портала Ассоциации российских банков (АРБ), посвященный благотворительности. В нем АРБ отражает значимость благого дела и ведет ленту новостей о каждой благотворительной акции каждого своего члена.

Президент АРБ Г. А. Тосунян в обращении к банкам отмечает: «Вам, как никому другому, хорошо известно, насколько участие в благотворительной деятельности способствует укреплению положительного образа банковской системы, повышению доверия граждан к кредитным организациям».

Разве эти слова не актуальны для российского страхового бизнеса, имидж которого среди населения, мягко говоря, оставляет желать лучшего?

Почему такой рубрики нет на сайте Всероссийского союза страховщиков (ВСС), а среди многочисленных комитетов ВСС нет комитета по развитию социальной помощи?

Почему бы не завести разделы «Благотворительность» на ведущих страховых порталах? Почему бы не ввести специальную номинацию «Особый вклад в благотворительность» в ежегодную премию «Золотая Саламандра»?

Кроме того, возможно, имеет смысл создать при ВСС фонды социальной помощи. Они смогут аккумулировать средства, выделяемые участниками страхового сообщества (в том числе и простыми людьми-профессионалами), и распределять их среди нуждающихся.

И еще – социальная помощь со стороны страховщиков не должна ограничиваться материальным участием в благотворительных акциях. Она должна также проявляться более активным общественным участием в вопросах здравоохранения и лекарственного обеспечения, образования, безопасности, в вопросах помощи слабозащищенным.

Ведь страхование должно быть прежде всего институтом взаимопомощи, а только затем – бизнесом.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Хороший
    11:22

    А зечем? ОСАГО и так возьмут, как в прочем и залог застрахуют, спасибо АРБ!

  • iliaa.com
    11:33

    Поддерживаем тему на 100%. Социальная ответственность — крайне важная вещь. И если присмотреться, то все как-раз очень социально ответственны и благотворительны. А как же иначе? Мы так устроены. Если агентам дается возможность заработать 40%, вместо лицензированных 10%, то это благотворительность. Если дается возможность в урегулировании убытков «намыть» с менеджментом сервисов себе копеечку дополнительную — то это тоже благотворительность. Топ-менеджмент ведь знает о «мытье». Наконец, акционер, начисляющий бонусы, и знающий, что «мытье» есть и в других отделах, и в карманных брокерах, и проч, то же ведь благотворительностью занимается. Разве не так? Поэтому страхование, как и многие другие бизнесы, очень социально ответственный бизнес. Абсолютно серьезно.

  • Butty
    14:57

    Allianz РОСНО Жизнь как раз и получил эту «Золотую Саламандру» в 2009 -м за социальный проект «Подарок ребенку», который активно развивает.

  • Кирилл Гацалов
    20:46

    Хороший

    Если к благотворительности подходить с чисто коммерческим интересом, как рекламному инструменту, то тогда это не благотворительность.

    iliaa.com

    Опять, как и Хороший, приглядываемся к теме с точки зрения «а что эта штука нам дает?». )
    А я не про междусобойчик внутри страхового сообщества говорю, а почти что про обратное — об активном участии страхового сообщества в общественных делах. Чтобы повернулась передом страховая избушка (к примеру, лицом ВСС) к проблемам народа, особенно слабой части, а не только решала междусобоечные проблемы

    Butty
    Искренняя, без иронии, похвала Альянс Росно Жизнь. Хорошо бы, чтобы номинация, о которой я говорю, была посвяшена не просто социальным проектам, а именно благотворительности. И благотворительные акции были в особой ленте на страховых порталах — постоянной ленет. А то обычно лента новостей, в которой соревнуются страховщики, о том, кто сегодня сколько заработал страховой премии

  • драконья ферма
    22:50

    Кирилл, Вы, видимо, идеалист. и к сожалению, поэтому Вы никогда не сможете стать настолько всемогущим, чтобы изменить мир к лучшему.
    правда, еще существует и такой вариант, что Вы этот пост ради стёба написали, и тогда Вы станете настолько всемогущим, чтобы изменить мир к лучшему, но менять не станете, потому что и так всё клёво.

  • Кирилл Гацалов
    09:52

    драконья ферма

    Свойство Интернета в том, что, не зная друг друга, люди оценивают собеседника, его качества, мысли и все остальное. )

    Все редкие комментарии к моему посту, кроме Butty, содержат сарказм и сомнения в идее…
    Это печально. Уверен, что на деле в большинстве людей есть сострадание и оказание помощи другим.

    Ничего фантастического в сказанном мною не вижу…
    Проблема российского общества в том, что, начиная с 90-х, судьба народа заставила многих людей руководствоваться принципом «выживи сам. не до других». Хотя сейчас количество людей, участвующих в общественных делах, увеличивается.
    Неплохо, если консолидация таких проявлений была бы в страховом сообществе…

  • Юрий М
    10:59

    Мысль совершенно правильная, но, мне кажется, никак реализована не будет.
    Цепочка рассуждений такая:
    страхование в РФ развивается вне всяких внятных стратегий ->
    совершенно неадекватно регулируется и стимулируется (как извне сообщества, так и изнутри) ->
    катастрофически малоприбыльно или убыточно при честном ведении бизнеса ->
    те, кому это реально интересно, практически не имеют средств, а те кто имеет средства, не имеют ни малейшего интереса, ибо коротка их история и перспектива, и совсем иные задачи.

  • Тёзка Алексея
    11:15

    Кирилл, Выже юрист и как никто должны понимать, что Социальная ответственность страховщиков (как и любых других юр лиц) в массовом порядке может наступить только после активного понуждения к нему со стороны государства.
    Если такового не предвидется, то ничего подобного (особенно в РФ) никогда не случится.

  • драконья ферма
    11:52

    Кирилл, я не могу агитировать за благотворительность, я ж в образе крылатой сволочи здесь фигурирую. Но Вас ни в коем случае не подозреваю в лицемерии, просто профессиональная деформация либо есть (уже или еще), либо уже или еще нет. и не каждый человек может себя объективно продиагностировать. так говорит великий доктор Хаус из сериала не про страхование.
    человек сам по себе может и склонен к благотворительности, но у него от этого все же возникают подсознательные ожидания благодарности или общественного признания. в редких случаях человек внутри себя за это благодарит и самодостаточно получает кайф от своего поступка. но я не верю в альтруизм, тем более бизнеса, который не может и не должен быть гуманным по своей сути, ибо это надстройка над человеческой сущностью, нацеленная на получение выгоды.
    и это не хорошо и не плохо, а просто с учетом этого следует жить и давать жизнь другим.

  • noire
    12:41

    У меня, видимо, какой-то сдвиг в морально-этической основе личности, но я верю в эффективность корпоративной благотворительности только в том случае, если она приносит выгоду корпорации (выгода может быть нематериальной, например — положительное паблисити).
    В противном случае все, что я видела — это «потемкинские деревни».

  • Юрий М
    14:29

    В добавление и развитие темы, предлагаю передать в какой-нибудь детский дом накопленные за год в редакции АСН алкогольные призовые запасы, раз уж они тут никому не нужны. А там детишкам пиратский грог сварят из них на НГ. Бутылка на 30 литровую кастрюлю компота — практически безвредна, зато сколько радости детям и какой резонанс предвидится! «Страховщики спаивают подрастающее поколение!», «Джек-отравитель от страхования» и т.д. На волне антипиара господин Астахов категорически разберется с благотворительностью страхового сообщества и запретит ее нафиг до лучших времен. Возможно, как и многое запрещаемое, в этот момент она и станет интересна кому-то.

  • Заинтересованный взгляд
    03:07

    2 Кирилл Гацалов

    У меня редкий случай — двойственное чувство относительно вашей заметки.

    Как человек с глубоким чувством социальной ответственности хочу помогать именно тем, кто в помощи нуждается (что иногда и делаю из личных денег), а вот как топ-менеджер, который обучен всяким «премудростям» маркетинга, скажу, что в бизнесе всё делается ради дополнительного доллара и лишнего потребителя. Если кто-то готов «клюнуть» на эту «наживку», то мы будем запускать «зелёные офисы», делать благотворительные акции, пиарить их, стараясь достучаться до [кошелька] еще одного потенциального потребителя нашей услуги. Помните, заповедь рыбака? Идя на рыбалку, бутерброд возьми для себя, а для рыбы — то, что она любит: червя, тесто, перловку и пр. Так и здесь. Иначе собственники не поймут, чего это я такой «добрый», где мой «интерес».
    Как бы это не звучало, а удовлетворять личную тягу делать добро за общественные деньги мне совесть не позволяет. И еще Набсовет ;-)

    Кстати, вы как-то узко смотрите на социальную ответственность бизнеса только как на благотворительность.
    Тут ведь, если посмотреть заинтересованным взглядом, и повторное использование бумаги (черновики), и экономный слив в туалете (уж извините за натурализм), и автомобили с меньшими объемами двигателя и с катализаторами чтоб обязательно, а главное — надо понимать, что основная наша функция в конкретной помощи людям, которым и так несладко пришлось (авария, пожар, болезнь, травма, кража, смерть...). Вот давайте мы сначала будем свои ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ по договору и, безусловно, социально важные функции выполнять, а потом уже строить «светлое будущее».

    И уж совсем напоследок еще один штрих к вопросу социальной ответственности нашего бизнеса.
    Какое-то время назад банки стали «продавливать» СК на покрытие убытков от ДТП, когда водитель пьяный за рулём был. Потом – регресс к водителю. И кое-кто из страховщиков сделал следующий логическо-маркетинговый вывод – «а давайте тогда вообще пьяных за рулём покрывать, но возьмем за это двойной-тройной платёж».
    А что, хорошая идея с точки зрения бизнеса. Мне стоило очень больших трудов отговорить эту компанию и еще несколько «колеблющихся» от введения такого продукта. Ведь все прекрасно знают наших людей, если они уж купят такой полис, то рубль за сто, что будут пьяными носиться, «отбивать» страховку. А за этим всем будут инвалидности, смерти – в том числе пешеходов и других водителей. Стоит ли зарабатывать пару пунктов прибыльности, понимая, что это всё приведет десятки или сотни человек на кладбища? Знаете, коллеги согласились, не захотели и грех на душу брать, да и мой аргумент-предупреждение о превентивном негативном пиаре как-то затронул их сердца, но тема эта дальнейшего развития не получила. Не введение такого условия страхования, по моему мнению, тоже социальная ответственность нашего бизнеса.

  • Юрий М
    12:51

    Да, хотел бы после такого поста поддержать мысль, что страхование — в первую очередь институт ПОМОЩИ, причем за деньги. И если как таковой он работает плохо (что все мы с вами обсуждаем ежедневно), то внятной ВЗАИМОПОМОЩИ от него ожидать тем более не приходится.

  • s Bosfora
    04:06

    Благотворительность не расходная статья, это инвестиции в развитие милосердия, от которого зависит качество нашей жизни. Всего-навсего один из способов гармоничного развития личности. В бизнесе можно инвестировать рубль и возможно получить прибыль два рубля. Инвестируя же в благотворительность свои силы, время и средства, через какое-то время, безусловно, получим необходимое в жизни. Но неважно на это рассчитывать. Важно именно бескорыстное умонастроение и сам поступок. Но это уже менталитет. И совсем другая история.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля