Россия в ВТО: к приходу иностранцев нам не привыкать

08:34
16
Александр Меренков
Генеральный директор, Северная казна
То, чего так долго опасались страховщики, замаячило в ближайшем будущем – почти все препятствия для вступления России в ВТО сняты, и скоро мы станем членами этой уважаемой международной организации.

Оценивать последствия для других рынков не буду, об этом и так много пишут в СМИ. Попробую оценить последствия для страхового рынка. Тем более что есть опыт стран Восточной Европы, где после вступления в ВТО местные страховщики исчезли как класс – либо закрылись, либо присоединились к крупным транснациональным компаниям.

Я вижу несколько негативных последствий:

1. Иностранные филиалы будут обладать рейтингами, активами, технологиями своих зарубежных страховщиков. Это, несомненно, может делать их более привлекательными в глазах клиентов в России, особенно в регионах.

2. Для иностранных филиалов пока непонятны условия их работы в России – лицензирование, требования к условиям страхования, размещению резервов, участие в обязательных видах страхования, юрисдикция судебных разбирательств при спорах. Если сегодня, когда иностранцы обязаны создавать дочерние общества в рамках установленных лимитов, правила игры для всех игроков едины, то как это будет после вступления в ВТО – не ясно.

3. Есть опасность демпинга со стороны иностранных игроков страхового рынка.

4. Есть опасность переманивания лучших сотрудников более высокими зарплатами и соцпакетами.

5. Есть опасность вывода собранных средств в виде резервов за рубеж и размещения их там. Это будет несомненным плюсом для экономик тех стран, где расположены головные офисы иностранных страховщиков, но минусом для экономики России.


Однако будут и положительные последствия:

1. Рынок станет более цивилизованным – иностранцы работают более корректно и технологично.

2. Скорее всего, упорядочится работа страховых агентов и брокеров – на Западе сотрудничество с ними четко регламентировано и понятно.

3. Улучшится отношение к клиенту – иностранцы более четко выполняют условия договоров и готовы бороться за клиентов цивилизованными методами.

4. Появятся новые технологии страхового маркетинга, управления бизнесом и персоналом.

5. Иностранцы, как мне кажется, смогут «раскачать» те сегменты рынка, которые до сих пор не страхуются.

6. При наличии четко прописанных правил игры для иностранных филиалов можно будет избежать негативных последствий, указанных выше.


Что делать российским страховщикам, чтобы быть готовыми к экспансии иностранных филиалов:

1. Четко определить свои конкурентные преимущества – знание российского менталитета, умение быстро принимать решения, готовность выстраивать отношения с клиентами.

2. Изменить подход к клиенту, стать более клиентоориентированными и активно продвигать это средствами страхового маркетинга. Клиент должен чувствовать себя сопричастным компании.

3. Определить ключевые преимущества для сотрудников и активно внедрять современные методы управления людьми (развитие эмоционального интеллекта, инновационное управление проектами, введение KPI, мотивация за результат, использование коучинга и медиации и т.д.).

4. Активно внедрять современные методы управления страховой компанией – в частности, это технологии принятия решений, использование теории ограничений, «облачные» технологии автоматизации, развитие каналов продаж (в том числе через Интернет).

5. Активно использовать сообщества – ВСС, РСА, НССО, НСА – для лоббирования своих интересов и сокращения негативных последствий прихода иностранцев на российский страховой рынок.

В истории России иностранцы приходили в страну не один раз. Но дело всегда заканчивалось тем, что мы брали на вооружение их технологии, добавляли нашу смекалку и изворотливость, а потом достойно конкурировали.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
16 комментариев
16 комментариев
  • Kutёk
    10:23

    Требую ОСАГО считать чисто российской смекалкой:
    1. На «западе» она тоже есть и ни один десяток лет
    2. В отличие от запада у нас смекнули, что лимита в 3000 евро вполне достаточно для разбитой машины любого класса.
    3. Также ловко смекнули, что продажи будут лучше, если платить 45% комиссии при разрешенных 10%.
    4. Смекнули что ПВУ это настолько хорошо, что можно платить по мелким убыткам и любыми методами откручиваться от крупных.
    5. РГС персонально смекнул, что монополия в ОСАГО в отдаленных уголках России это не только почетная обязанность, но и практическая прибыль в виде ДСАГО.
    Куда уж тут иностранцам.

  • reliz
    10:56

    «5. Активно использовать сообщества – ВСС, РСА, НССО, НСА – для лоббирования своих интересов и сокращения негативных последствий прихода иностранцев на российский страховой рынок.»

    Вот с этим полный порядок. Видимо в настоящее время тренируются на мелких страховых компаниях.
    Что б достойно встретить иностранных гостей.

  • Чернов А.Ю.
    11:16

    @@2. Скорее всего, упорядочится работа страховых агентов и брокеров – на Западе сотрудничество с ними четко регламентировано и понятно.@@

    Я думаю наша система откатов для них покажется ахавой. А люди отказываться от откатов с их приходом не будут.

  • Скептик
    12:06

    Честно говоря, не вижу никакого смысла, в обсуждении будущего и верояного прихода «иностранцев». И так понятно, что через 9 лет большая часть российских компаний прекратит свое существование, а оставшаяся десятка или двадцатка как-нибудь от «инострацев» отобьется.

  • noire
    12:14

    «Тем более что есть опыт стран Восточной Европы, где после вступления в ВТО местные страховщики исчезли как класс – либо закрылись, либо присоединились к крупным транснациональным компаниям.»

    Давайте возьмем какую-нибудь страну Восточной Европы. Польша, например, самый большой рынок. Номер раз — ПЗУ, номер два — Варта, номер три — Эрго, но не филиал, а честная дочка, которая существовала бы и без всякого ВТО.

    Кто именно исчез как класс? Сколько вообще филиалов (именно филиалов, а не дочерних компаний) открылось в Восточной Европе после вступления в ВТО?

  • Sasha
    12:44

    еще одна часть российских СК сама может стать иностранными… Нет?

  • йонас
    13:46

    Рано устраивать «плачь Ярославны», за девять лет или рынка страхового не будет, либо СК как Северная казна исчезнут.
    Болезнь под названием ГЛОБОЛИЗАЦИЯ есть в России, за 9 лет такие хищники, как РГС, Ресо, Ингос попытаются подмять под себя весь рынок.

  • Моргунов Илья
    13:55

    Уважаемые коллеги, я уже не так давно комментировал данную тему.
    А кто-то вообще видел (читал) обязательства РФ по сектору страховых услуг при вступлении в ВТО. Что мы все, собственно, обсуждаем? Я, например, видел в прессе и в страховых новостях уже несколько различных версий по условиям работы филиалов иностранных страховщиков. Несколько дней назад господин Медведков (главный переговорщик из МЭР) давал интервью АСН, в котором он заявил, что ничего страшного не будет, все на 99 процентов останется без изменений и т.п. Короче, замыливал вопрос.
    Просьба к редакции АСН — раздобыть и вывесить на всеобщее обозрение копию официальных обязательств РФ по сектору страховых услуг. Я уверен, что это должна быть открытая информация.

  • Артем Филатов
    14:36

    Просим разместить требования ВТО, а потом и требования к государствам ФАТФ. Ну хоть список государств не вошедших в реестр ФАТФ.

  • Заинтересованный взгляд
    14:42

    to Александр Меренков

    Александр,

    Проанализировав восточноевропейский опыт и требования ВТО хочется заметить, что иностранцы не уничтожали национальные рынки, а выкупили несколько СК-лидеров. Остальные компании тихо «загнулись» или продолжили свою работу на задворках. При этом на этих рынках и ДО прихода иностранцев было всего-то пара десятков компаний и уровень концентрации в первых 3-5 СК был 75-90%.
    В России всё не так. И в соседних странах-членах ВТО тоже.

    Наиболее похожая ситуация по количеству СК «на душу населения» и пр. в Украине. Анализ, кажется, ПЯТИЛЕТНЕГО уже членства в ВТО показал, что в стране не открылся НИ ОДИН филиал иностранной СК. Потому что никому из иностранцев не нужна эта «головная боль» — существование на чужой территории, необходимость соотвествовать двум противоречащим системам учета, классификации рисков, а еще отчетность сразу двум надзорам (по МСФО и национальная), возможность судебных исков к головному офису и пр. Это в Европе такое возможно, там почти единые правила и функционирования рынка, и надзора, а на наших просторах этого не будет еще очень долго.
    Поэтому филиал должен будет положить гарантийный фонд (аналог уставного и в таком же размере) – причем в деньгах – и хранить его на спецсчетах какого-то госбанка, например. И надзор напишет положение его использования в случае недостаточной платежеспособности, банкротства, ликвидации и пр. Они справятся, я верю.

    Кстати, в Украине уже лет 10 как сняты ограничения на участие иностранцев в уставном капитале одной СК, а ограничений «на рынок» и не вводились никогда – опять же отсутствие целесообразности.

    Обладание рейтингами, как вы знаете, совершенно «поровну» российскому страхователю – посмотрите потребительские предпочтения при выборе СК. И на какой позиции там рейтинг, а главное – кто его реально смотрит при выборе страховщика? Только не надо говорить, что рейтинг как-то там подразумевается в понятии «надежность».

    Удивил посыл о возможном демпинге со стороны иностранцев.
    ФАС и ФСФР не дремлят ;-)
    А кроме этого мы пока видим активный исход иностранцев (и не только в страховании) с нашего рынка. Всё потому что невыгодно стало здесь работать, нет прибыли. А вы говорите о демпинге, т.е. о продуцировании и увеличении убытков. Не переживайте, с нашими страховщиками иностранцы в этом деле точно не смогут тягаться – в крайнем случае, отечественные СК так демпингнут, что «дешевле только даром» (с).

    Несколько удивили ваши опасения о вывозе резервов за рубеж. Нормы о покрытии резервов придется выполнять иностранным «дочкам» и филиалам так же, как и местным СК. А значит перестраховать сверх норматива нельзя без «подстраховки» дополнительным капиталом. Тогда какая разница?

    Если вы недоплачиваете своим сотрудникам, то их у вас рано или поздно переманят московские или европейские компании. В чём разница? Или вы думаете, что в иностранных компаниях зарплаты в разы выше? Почему тогда не там все работают?

    Как вы представляете себе лоббирование «национальных интересов» в объединениях, где участники также и иностранцы, неясно. А вот то, что наши люди лучше понимают потенциального потребителя, партнера, посредника, чиновника, проверяющего и пр. – это безусловное преимущество. Пока иностранцы будут реализовывать придуманные ими «стратегии адаптации европейского/американского передового опыта» на нашем рынке, пока будут тратить деньги на исследование, почему это не работает и т.д. несколько итераций, то отечественные компании вполне могут эффективно зарабатывать. Правда, потом иностранные акционеры могут смекнуть, что можно пригласить на работу, например, Ваню Иванова и вот тогда конкурентам станет совсем тяжко. Если он при этом, конечно, не перестанет делать выплаты, изучать потребности клиента, учить персонал и пр., что в большей или меньшей степени не делает сегодня почти каждая отечественная компания.

    Пока наши страховщики со своими «хитрыми» продуктами, демпингом, банкротсвами-невыплатами а также родное государство со своими законами и требованиями продолжают уничтожать собственный рынок, никакие иностранцы ему не страшны!

  • Заинтересованный взгляд
    14:56

    по просьбе Артема Филатова

    ссылки на страны с сайта ФАТФ:

    http://www.fatf-ga...

    http://www.fatf-ga...

  • Юрий М
    15:15

    2 Заинтересованный взгляд

    Отлично разложили, поддерживаю тезисы.
    Весьма слабая замануха для вменяемых иностранцев — демпинговый-комиссионноперегретый, зарегулированно-анархический, микроскопический по размеру-безЖИЗНЬненный рынок.
    А то что Александр предложил сделать нашим страховщикам, оно и без иностранцев бы не помешало, да только не является приоритетом ни государства, ни рынка, ни нас с Вами как его частичек. Такие уж у нас с вами нынче времена.

  • Вадим Демченко
    14:23

    Автору

    Извините, но удивлен крайне слабым и поверхностным анализом. Да и рекомендации напоминают первомайские лозунги. И, боюсь, судьба их будет та же, если «изменять подход к клиенту, становиться более клиентоориентированными и активно продвигать это средствами страхового маркетинга» нужно только под угрозой прихода иностранцев.

    Любой приход (возврат) иностранцев на наш рынок был бы счастьем для него. А сейчас — недостижимой мечтой. Юрий М и ЗВ абсолютно правы.

    От руководителя компании, который (ИМХО) находится в поиске инвестора, хотелось бы более глубокого и серьезного анализа проблемы, если уж он решился высказаться на этот счет.

  • Юрий М
    15:22

    Вадим, не распугивайте нам топик-стартеров бескомпромиссной критикой!

  • Юрий М
    15:30

    Захотелось перевести на реальный русский язык. Без малейших претензий к Александру!

    «Что делать российским страховщикам, чтобы быть готовыми к экспансии иностранных филиалов:

    1. Мы знаем как, кому и сколько грамотно откатить, а иностранцы нет. Закрепляем компетенцию!
    2. Попробуем начать нормально выплачивать хотя бы каждому пятому пострадавшему.
    3. Неплохо бы хоть частично обелить зарплаты.
    4. Убытчикам и продавцам в поле негде поиграть в косынку, в отличие от офисных сотрудников. Они дискриминированы. АйПад с корпоротивным солитером каждому!.
    5. Не пущать поганых буржуинов в наши предельно демократичные и прозрачные профессиональные сообщества. Пусть со своими капиталами и технологиями в коридоре постоят пока!»

  • Меренков Александр Владимирович
    11:35

    Кратко отвечу:
    1. Работу иностранцев знаю изнутри (масса дипломов о стажировках тому подтверждение), а не наблюдал за ней по интернету и газетным статьям
    2. Компания не находится в поиске инвестора, а давно уже капитализировалась (получение лицензии на ОПО и вступление в НССО)
    3. То, что написал — мой личный план действий и мои личные выводы. Рад, если кому пригодились. Если кому не нужны — не настаиваю
    4. Планирую конкурировать с иностранцами через 8 лет не на уровне распила и заносов, а на уровне технологий
    5. Думаю, что если бы на рынке было меньше конфликтности (как в некоторых постах), а больше общались и совместно вырабатывали политику и разрабатывали технологии — рынок был бы другой

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля