Страховой рынок: разворот лицом к клиенту?

08:09
31
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право
2011 год я бы назвал годом, когда страховой рынок начал разворачиваться лицом к клиентам. И это несмотря на крушения «Росстраха», «Инногаранта», «Ростры», занимавших значимое место на рынке массового страхования. Потому что такие уходы и иные системные проявления недобросовестности в поведении некоторых страховщиков, которые вызывают страдания десятков тысяч  клиентов, остававшиеся без должного внимания государства и страхового бизнеса, стали находить практический отклик.

В  2011 г. об этом свидетельствовали следующие события:
 
1. законодательная инициатива Роспотребнадзора о долгожданном распространении действия закона о защите прав потребителей на страхование. Инициатива, в частности, предусматривает введение специальных штрафов для страховщиков, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обязательства;

2. начало обсуждения на уровне Всероссийского союза страховщиков (ВСС) вопроса о создании в России института страхового омбудсмена в целях упрощенного внесудебного урегулирования споров страховщиков со страхователями;

3. создание при ФАС рабочей группы для разработки минимальных стандартов автокаско в интересах потребителей страховых услуг;

4. начало применения новой процедуры банкротства страховых организаций (в связи с принятием Федерального закона от 22 апреля 2010 г. № 65-ФЗ). Она в интересах кредиторов (прежде всего, страхователей) учитывает специфику банкротства страховщиков. В частности, нормы данного закона позволяют государству брать под контроль управление страховщиком, если имеют место сигналы о его несостоятельности;

5. создание в России Ассоциации защиты страхователей.
 
А 2012 г. начался с еще одной инициативы в пользу клиентов неблагонадежных страховщиков – предложения о создании института гарантийных фондов  в массовых видах страхования. Думаю, если бы эти фонды работали в прошлом году, такого общественного резонанса и накала страстей, какие вызвал уход «Ростры», удалось бы избежать.

Будем надеяться, что все указанные проекты достигнут своей цели и что рынок продолжит движение в направлении балансировки прав и интересов страховщиков и потребителей.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
31 комментарий
31 комментарий
  • Вадим Демченко
    10:13

    Кирилл, это юмор такой, да? Про разворот лицом?

  • Кирилл Гацалов
    10:32

    To Вадим Демченко

    Среди страховщиков немало уважаемых компаний, которые в общении с клиентом всегда к нему развернуты лицом, анфасом, так сказать. Есть и такие, кто разговаривает с клиентами, повернувшись к нему боком, (среди крупных в том числе), а есть и те, кто в какой-то момент разворачивается к клиентам задом… последние в какой-то момент зачастую и убегают от клиентов…
    так что «разворот рынка лицом к клиенту» — это среднестатистический показатель отрасли в целом, если в результате акутарных расчетов сложить вместе «анфасных», «боковых» и задовых.

  • Algiz
    10:38

    Никакие гарантийные фонды не спасут, если не будет применяться цивилизованный метод передачи портфелей. Тот же РСА давно мог прописать процедуру добровольно-принудительной передачи портфеля в случае банкротства одного из членов, предусмотренную 65-ФЗ. Но для этого должно быть страховое сообщество, а не зверинец.
    Все перечисленные инициативы пока никак не защищают страхователей. Но несомненно принесут больше денег в карманы лоббистов и чиновников.

  • Кирилл Гацалов
    10:39

    А если серьезно, то, на мой взгляд, 2011 год — год, когда вопросу о гарантированости и защите прав и интересов страхователей как потребителей стало уделяться намного больше внимания со стороны отрасли и государства, чем, к примеру. в 1997 или 2004… по насыщенности инициатив и событий… тендеция, так сказать…
    ведь многие годы с рынка регулярно уходили страховщики, особенно по автострахованию, понабрав денег. люди оставались и остаются у битого корыта. и никто не отвечает… многие страховщики пользовались и пользуются судами, как инструментом затягивания выплат и уклонения от них, понимая, что если что и взыщут, то только мелкую неустойку по 395-й статье…

    главное, чтобы названные проекты достигли реализации…

  • Вадим Демченко
    10:40

    Кирилл, оставьте актуарные расчеты, в особенности, в попытках пересчитать «задовых». Я даже не пойму, о чем Вы в данном случае говорите.

    Просмотрите еще раз свои аргументы 1-5. Сплошные благие намерения: «предусматривает введение» (в будущем), «начало обсуждения» (!!!), «создание при ФАС рабочей группы», «начало применения новой процедуры»…

    И где здесь разворот?

  • Вадим Демченко
    10:42

    А техосмотр — забыли?))))

  • insus ru
    10:49

    Вадим Демченко
    Кирилл, это юмор такой, да? Про разворот лицом?

    — Вадим, это лицо такое…

  • Algiz
    10:53

    исправление: не 65-ФЗ, а 4015-1, конечно, и приказом Минфина 2н.

  • insus ru
    10:58

    В 2011 г. об этом свидетельствовали следующие события:
    1. законодательная инициатива Роспотребнадзора о долгожданном распространении действия закона о защите прав потребителей на страхование. Инициатива, в частности, предусматривает введение специальных штрафов для страховщиков, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обязательства;


    Когда ж эта долгожданная инициатива распространится?

  • Кирилл Гацалов
    10:59

    To Вадим Демченко

    Касательно «И где здесь разворот?»

    В ответ на данный вопрос повторяю последний абзац поста:
    «Будем надеяться, что все указанные проекты достигнут своей цели „

    Конечно, все пока находиться на стадии становления и реальных положительных результатов в жизни страхователей мы еще не видим от данных проектов…
    Но проявление намерений — это уже какое-то движение с мертвой точки.

  • Algiz
    11:00

    давайте все виды страхования сделаем обзательными, создадим Общий Государственный Гарантийный Фонд в размере стабрезерва и оставим одну страховую компанию. Вот тогда страхователям и будет счастье. Государство мощно развернется к ним всем своим могучим… лицом. И не понадобится куча разномастных инициатив.

  • Вадим Демченко
    11:07

    Кирилл, с юридической стороны намерения приравнивались к деяниям только во времена прокурорской деятельности Андрея Януарьевича Вышинского. Вас это не смущает?))))

    А если серьезно, то реальность не подтверждает Ваших предположений. К сожалению. Скорее, как выше поерничал insus ru, происходит прямо противоположный разворот.

  • Алексей Алферов
    11:08

    Мне нравится идея по созданию фондов, только вот в первую очередь на по логике (нашим сугам народа это ближе чем какое-то страхование) надо создать фонд для проигравших в казино. а взносы брать со страховщиков жизни. ведь они в этом заинтерисованы: меньше самоубийств проиравшихся игроков — меньше выплат по жизни.)))))

  • Кирилл Гацалов
    11:15

    Вадим Демченко

    Вадим!

    «Скорее, как выше поерничал insus ru, происходит прямо противоположный разворот.»
    Ваши слова означают какие-то события, прошу описать их — в чем выражается противоположная тенденция той, которую я описал?

  • Вадим Демченко
    11:22

    Кирилл, долгий разговор. Не я этот тезис заявил. Только один короткий пример: лет пять я уже не слышал, чтобы кто-то провел фокус-группу по настройке какого-то продукта. Сплошная обязаловка, внеменка и откатчина.

  • Алексей Алферов
    11:28

    а мне лично не жалко клиентов РОСТРЫ, а что их жалеть люди знали, что играют в рулетку (успеет или не успеет закончиться полис до падения СК ). а кто не знал уж извините, надо было поинтерисоваться. не за хлебом же до ближайшей булочной сбегал.

  • Кирилл Гацалов
    11:39

    Алексей Алферов

    Алексей!
    Я не стал бы так поголовно говорить о всех клиентах Ростры.
    Наши юристы взыскивали в спорах с Ростра в прошедшем году выплаты по тем полисам, которые покупались в полне еще спокойной обстановке. И никто, кроме страховых посредников и Ростра, других страхов\щиков, знать не знал о предстоящем падении данной компании.
    Покупали, заметьте, безо всяких скидок «из-за низкого рейтинга страховщика».
    Хотя, безусловно, каждый, заключая договор, несет коммерческий риск того, что контрагент не выполнит своих обязательств…

  • Кирилл Гацалов
    12:20

    На примере туроператоров http://www.asn-new... предлагаю ввести обязательное страхование ответственности страховщиков.
    Еще одна инициатива )))

  • insurmuseum
    12:37

    Интересно, много ли сотрудников страховых компаний вляпалось в «Ланта-тур»?
    Рад за тех из них, кто рассуждает как Алексей Алферов, которому «лично не жалко клиентов».

  • Алексей Володяев
    13:08

    «создание при ФАС рабочей группы для разработки минимальных стандартов автокаско»

    На данный момент созданием вся движуха и ограничилась.

  • Кирилл Гацалов
    13:23

    Алексей Володяев

    Алексей!
    А в чем Вы видите причины буксования ситуации со стандартами?

  • Phantom
    14:19

    Совершенно не нравится идея гарантированного страхового фонда по добровольным видам страхования. Это только увеличит безответственность некоторых страховщиков.
    Если бы такой фонд образовала Английская корпорация страховщиков – нет вопросов, потому что в деятельности членов Ллойд фактор репутации чуть ли не на первом месте.
    А у нас? А ведь когда образовывался Всероссийский СС, тоже все мечтали, что будет как у Ллойд. Да хрен там.

  • Phantom
    15:32

    Т.е. гарантийный фонд, конечно.

  • Доброхотов
    15:51

    Поскольку о стандарте страховой услуги говорила не только ФАС, но и президент, можно ожидать появления соответствующих положений в законе в среднесрочной перспективе. У нас все поручения президента спешно судорожно торопят исполнить. Только иногда результат от реализации президентских идей требует еще более кардинальных изменений — разве новый техосмотр родился не из президентского поручения?

  • svnktr
    16:53

    Доброе время суток, Кирилл.
    Как ни печально, но сегодня не Ваш день.
    Взять само название поста, на нем же живого места нет: «Страховой рынок: разворот лицом к клиенту?»
    1. Рынок ли? больше на базар смахивает.
    2. Лицом ли? а не мордой… этого лица, когда менеджер «Маша» смотрит мне в глаза, естеееестно не зная кто я, и «парит» мне такое, что хочется её линейкой по лбу дать!!! И ведь знаю, не «Маша» это придумала, её за в общем то, копейки, ЗАСТАВЛЯЮТ эту ересь говорить.

    Прально отметил Вадим, сегодня Вы, Кирилл, пошутили.
    Не совсем уверен что «шутка» удалась.

  • ValeriyB3
    19:53

    Кирилл!
    Мы все хотим верить в лучшее…
    Спасибо за статью — лучек света на фоне негатива…

  • Кирилл Гацалов
    19:58

    ValeriyB3 и всем остальным собеседникам.

    Спасибо за внимание к сказанному.
    Несмотря на то, что описанные мною проявления действительно, соглашусь, носят пока в основном «характер манифеста» и из проектов не превратились в эффективные инструменты, уже хорошо, что данные проявления есть.
    Будем надеяться, что качество отношений между страховщиками и их клиентами будет меняться.

  • YTGJH
    00:29

    Кроме накала страстей, какие вызвал уход «Ростры», 1РСО, РСТ итд итп, мы ничего не имеем.Точнее, как всегда: «уважаемые люди», ессесьно, удовлетворены, а плебс -негодует и сотрясает воздух.
    Путь создания фондов-общаков в корне порочен, так как Реально работающие на перспективу СК не должны оплачивать мошеннические схемы «коллег», таким образом потакая им и поддерживая порочную практику криминала, который и так бережно охраняется ЗАКОНОМ.

  • Кирилл Гацалов
    10:16

    YTGJH

    Ваше высказывание отсылает к мысли, которую я вырзил еще при обсуждении последнего поста Андрея Знаменского — перед тем, как создавать фонды, надо навести порядок на рынке, создать превентивные меры, которые максимально сузят возможности недобросовестных страховщиков вести себя абы как с кредиторами и сузят риск краха.
    это и ужесточение ответственности, и ужесточение контроля со стороны ФСФР и т.д.

    только после запуска такого пакета мер, можно делать фонды.
    а так в принципе идея хорошая

  • reliz
    16:03

    2 Кирилл Гацалов

    Собственно, для того что бы «страховой рынок» развернулся «лицом» к клиенту, а точнее что бы у него это лицо появилось, надо ровно одно
    — что бы надзор выполнял возложенные на него функции, причем ко всем участникам рынка, а не выборочно.

    Проблема в том, что если надзор начнет это делать, то «рынок» тут же и закончится

  • Василий А.
    11:36

    Кирилл Гацалов

    «А 2012 г. начался с еще одной инициативы в пользу клиентов неблагонадежных страховщиков – предложения о создании института гарантийных фондов в массовых видах страхования. Думаю, если бы эти фонды работали в прошлом году, такого общественного резонанса и накала страстей, какие вызвал уход «Ростры», удалось бы избежать.»

    Положим, первый фонд в России, в массовых видах страхования, где-то 10 лет назад был основан — по ОСАГЕ. А примерно сто лет назад, появился в Штатах гарантийный фонд по компенсациям работникам, примерно 70 лет тому назад — по автострахованию...))))

    А позывы к гуманизации лица отеч. страхования поддерживаю, серьезно

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля