Судебные неудачи страховщиков: виновата предвзятость судей?

08:30
14
Павел Курлат
Партнер, ООО "Первая юридическая сеть"
Мнение о предубежденности к страховщикам со стороны судейского корпуса широко распространено как среди самих страховщиков, так и среди страховых юристов. Действительно, статистика показывает, что решения в пользу клиентов выносятся чаще, чем в пользу страховщиков.

Давайте попробуем разобраться, чем это в действительности вызвано?

Во-первых, это результат часто встречающихся примеров непрофессионального подхода страховщиков к заключению договоров страхования. При рассмотрении судебных споров выясняются всевозможные нелепые упущения, включая отсутствие подписей на приложениях к договорам страхования, заявлениях, анкетах, на которые страховщики в дальнейшем могут ссылаться, небрежность и другие ошибки, допущенные при андеррайтинге рисков.

Кроме того, нередки случаи, когда всплывает прямое несоответствие в страховой документации: условий договоров страхования правилам страхования, приложенным к этим же договорам.

Подобные недоработки вызывают вполне объяснимое недовольство со стороны судейского корпуса. Являясь профессиональным участником страхового рынка, страховщик в данной ситуации выглядит не так уж профессионально.

Во-вторых, имеет место и субъективный фактор. Его тоже стоит учитывать, хотя я бы и не придавал ему такого уж большого значения. Порой судьи сами лично (или кто-то из их окружения) сталкиваются с непрофессионализмом или с излишне формальным подходом к урегулированию убытков страховыми компаниями. Отсюда и их субъективизм по отношению к страховщикам, дела которых потом попадают к ним.  

В-третьих, само страховое законодательство нацелено на защиту интересов страхователя. И судьям, применяющим эти нормы, проще следовать этой направленности. Это вызывает у страховщиков ощущение предвзятого к ним отношения.

Как подсказывает мой опыт, для увеличения своих шансов на победу в суде страховой компании необходимо более внимательно отнестись к следующим факторам:  
 
1. упорядочению собственной системы отслеживания, согласования, заключения нестандартных и сверхлимитных договоров страхования. Опыт показывает, что страховщики часто проигрывают только по причине того, что не была проведена правовая экспертиза таких договоров или страховщик вовремя не актуализировал условия своих правил страхования;

2. дифференцированному подходу между сложными страховыми спорами и обычной судебной работой. Согласитесь, сложные споры либо по сумме, либо по составу требуют более серьезного подхода, а также определенной квалификации юриста, который представляет интересы страховой компании.  Зачастую этого не происходит, и в судах мы видим одно и то же качество работы судебных представителей – и в спорах на 100 тыс. р., и в спорах на 100 млн р.;

3. уделять больше внимания досудебному урегулированию отношений с клиентом. Свои шансы в суде зачастую можно повысить, пользуясь более широким спектром правовых инструментов, включая, например, возможность доказать неправильную квалификацию оспариваемого события компетентными органами. Необходимо своевременно и активно реагировать на любые действия клиента на стадии досудебного урегулирования убытков. В частности, это касается расследования уголовных дел, которые возбуждаются по факту события. Картина происшествия и находящиеся в распоряжении страховщика документы, которые ее отображают, должны соответствовать действительности.

В общем и целом – для того, чтобы серьезно повысить вероятность выиграть дело, нужно контролировать процесс, а не дожидаться какого-то промежуточного или окончательного этапа или судебного разбирательства, когда шансов что-то сделать остается очень мало.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • экономист
    09:24

    Все это вызвано одним: неуязвимостью судей.
    Простой пример: В правилах страхования черным по белому написано: «Не возмещаются убытки, связанные с утратой товарной стоимости», а судья взыскивает эти убытки со страховой компании. И судья не понесет никогда никакого наказания или даже порицания за свое неправомерное решение.

  • insus ru
    11:20

    страховое законодательство нацелено на защиту интересов страхователя.

    — не сказал бы.

  • Доброхотов
    14:16

    Бардак в текстах договоров страхования с кор. клиентами. такое ощущение, что эти договоры с тем расчетом и составляются, чтоб потом посудиться — авось судья решит так, а не иначе. Экономист, нельзя в договорах писать все, что заблагорассудится — условия должны соответствовать, как минимум, ГК, и другим законам и тому, что ВС сказал. Если б в страховании существовала культура предупреждения клиентов об исключениях — обеспечения ясного представления потребителя о том, чего он не получит, — крупными буквами в буклете, в договоре, с замечанием о том, что эти исключения на столько-то снижают тариф — возможно, суды больше бы симпатизировали страховщикам.

  • Кирилл Гацалов
    14:25

    Мое мнение граничит, но не совпадает полностью с мнением уважаемого коллеги.

    1. Насчет предвзятости и субъективного фактора.
    Что касается мнения в широких массах о страховщиках, то, действительно, среди большого количества населения есть недоверие страховщикам. вызванное как личным опытом, так и опытом знакомых. т.е. сложился некий стереотип. Также как бытует мнение среди страховщиков, что суды относятся лояльнее к страхователям.
    Однако стоит сказать, что встречаются случаи, далеко не единичные, когда граждане, выступающие истцами по вызсканию страховой выплаты, либо, напротив, ответчиками по суброгации, остаются с не лучшим мнением о судах — когда судебные акты их не удовлетворяют — иногда обвиняя суд в предрасположенности к страховой компании, которая находится под юрисдикцией данного суда.
    Бытует иногда среди простых людей стереотип, что суд и страховщик, который там постоянно судится, имеют некий взаимный с судьей интерес.
    И первый вариант, и второй — бездоказанные вещи…

    2. я бы не сказал, что многие страховые споры вызваны «недоделом» в страховых документах — чем более распространен вид страхования, тем отработанее правила.

    Наибольший процент разногласий вызван другими обстоятельстваи:
    — тем, что страховщик и получатель не сходятся в оценке ущерба. и, как правило, 90% таких случаев разрешается на основе нейтральной судебной экспертизы.
    — тем, что страховщики умышленно отказывают в мелких убытках или затягивают выплату, понимая, что часть потребителей не пойдет в суд;
    — … другие причины…

    Именно нежелание платить зачастую препятствует реализации того предложения о досудебном урегулировании, которое высказал уважаемый Павел. Многие страховщики не имеют интереса в досудебном урегулировании спора...(за исключением, может, случаев с корпоративными клиентами и/или крупными убытками).

    Что же касается страхового законодательства, как нацеленного на защиту интересов страхователей…
    время меняется и такая тенденция имеет место. Но пока многое не решено в законодательстве…

    Что же касается судов, то суды общей юрисдикции, проверяют, как правило, 2 ключевых момента:
    — действовал ли договор страхования на момент страхслучая;
    — был ли страхслучай и есть ли возможность оценить убыток.
    Если эти 2 фактора присутствуют, то для суда это бывает достаточно для вывода «страховщик должен платить». а на всякие косвенные основания для отказа в выплате и т.п., нарушения и недоделы со стороны страхователя суды зачастую не обращают внимания. Правы они или нет — другой вопрос.

    Вообще-то я считаю, что большинство страховых споров рассматриваются достаточно профессионально и объективно — среди судей тоже есть специализация. и каждый судья, который начинает заниматься страховыми спорами, достаточно набирает опыта. тк таких споров пруд пруди.

  • Roald
    14:30

    По договору страхования страховщик обязуется выплатить либо страховую сумму, либо страховое возмещение при наступлении страхового случая. По этому основанию договора страхования можно классифицировать на две группы: страхование сумм и страхование убытков. В первом приближении по общему правилу принято относить к первой группе договора личного страхования с выплатой страхового обеспечения, а ко второй — имущественного. При страховании сумм вопрос о размере выплаты страхового обеспечения не возникает, он зафиксирован в договоре. Во втором случае все гораздо сложнее К числу обязательных обстоятельств, требующих доказывания, в т.ч. в судебном процессе, относятся следующие:
    1)факт наступления страхового случая (события, предусмотренного договором страхования — свершившегося страхового риска);
    2) установление наличия ущерба и определение размера убытков:
    3)причинная связь между наступившим страховым случаем и размером убытков.
    Понятие убытков определяется в соответствии со статьей 15 ГК РФ. В силу закона в состав убытков включается как реальный ущерб, так и недополученные доходы (упущенная выгода). Для суда важно установить размер причиненных убытков, а как их считать это вопрос технический. К тому же всем известно, как хорошо считают убытки страховщики.
    Так что при всех недостатках судебного производства, нечего пенять на зеркало, необходимо ответственно подходить к вопросам заключения и исполнения договоров страхования.
    Гражданское законодательство адекватно защищает права всех участников гражданского оборота, в т.ч. и субъектов предпринимательской деятельности (см. ст.2 ГК РФ).

  • svnktr
    14:58

    Про «лично сталкиваются» это верно отмечено, даже не верится в такой абсурд.
    Некое доблестное ООО "+" в лице " «Маши» из убытков" отказало судье районного суда.
    Когда женщина (судья) попыталась, и, более того, предъявила удостоверение, защитить свою позицию, эта «Маша» в мягкой форме «послала» судью в СУД.
    Когда услышал эту историю от знакомого корпоративного юриста, я был «падсталом»

  • svnktr
    15:00

    … это было КАСКО, естееееестно

  • Кирилл Гацалов
    15:17

    svnktr

    полагаю, даже попав в такую личную ситуацию, профессиональный (-ая) судья не стал бы занимать необъективную. предвзятую позицию в последующих страховых спорах.

  • ASNList
    15:24

    то svnktr
    конечно чтобы быть «падсталом» надо обладать большей информацией. но я за «Машу». Одно дело когда интеллигентно показывать свои «корочки», быть вежливым -это одно. но когда ходит всякое быдло (не имею ввиду данную ситуацию) ходит и тычет — корочками помощника депутата, судьи, дворника и т.д. и при этом кричит ВЫ ЗНАЕТЕ С КЕМ СВЯЗАЛИСЬ? — все нутро просыпается и хочется все сделать, чтобы он получил выплату максимально в долгие сроки и максимально мало (конечно же в рамках действующего законодательства).

  • Roald
    15:29

    Полагаю, что прочитав такие комменты, не трудно убедить себя, что страховщики — это «ВСЕЛЕНСКОЕ ЗЛО» в борьбе с которым все средства хороши.

  • svnktr
    16:14

    ASNList

    Во-первых, Коллега, слова надо выбирать в любом случае, даже если ты в сети.
    И уж тем более в отношении судьи, хотя помощник депутата или дворник за ваш пассаж набил бы вам лицо, наверняка.
    Во-вторых, если вам оказалась не ясна суть мною сказанного, то мне не сложно эту суть вам буквально прояснить. Абсурдность касалась не «корочек» и не статуса как такового. Она касалась посыла: судье предложено защищаться в суде.

    Кирилл Гацалов

    Да хорошо бы, конечно.
    Но как говорится в известном анекдоте, даже после найденных ложечек осадок останется…

  • Алексей Володяев
    21:40

    Частенько бывает так: сначала убытчики занимают пассивную выжидательную позицию, позволяя страхователю подкрепить свои не вполне обоснованные претензии подходящими документами, потом юристы, не вникая в суть, по шаблону пытаются объявить договор недействительным, ну а потом все удивляются проигранному в суде делу.

  • ASNList
    10:48

    svnktr
    хотел что то написать, а потом подумал- а зачем связываться..c защитником униженных и беззащитных владельцев корочек.

  • AON rus
    08:50

    Алексей Володяев, у вас с головой все так?
    Если претензии подкреплены «подходящими документами», то как они могут быть «не dgjkyt обоснованными»?
    Просто страховщикам нужно меньше денег тратит на пьянки, драки и дорогие машины для руководства, а больше направлять в резервы. Глядишь и появится охота убытки платить по — человечески.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля