Как я выбирал страховщика каско

08:42
53
Арсений Поярков
президент, к.э.н., аналитическое агентство «БизнесДром»
Предложение о введении прямой корреляции между динамикой изменения рейтинга страховой компании и степени внимания регулятора к этому страховщику вызвало бурную дискуссию в моей предыдущей заметке.

Предлагаю еще один вариант полезного использования рейтингов и методик их расчета. На основании очень простых показателей каждый сможет определить компании, которые сейчас вроде как чувствуют себя неплохо, но на самом деле находятся в группе риска.

Обозначенный ниже метод уже опробован мной на практике, так как недавно я сам страховал новую машину, и надо было выбрать страховую компанию из большого количества представленных в салоне.

Давайте рассмотрим ключевые показатели методики определения платежеспособности от одного из крупнейших рейтинговых агентств – Standard & Poor`s. Для удобства возьмем версию без учета требований Solvency II, чтобы можно было очень легко и быстро переложить все на российские реалии.

По версии Standard & Poor`s, надежной является компания, которая растет темпами, не превышающими 30% в год (но при этом и не падает более чем на 10% в год), и оставляет на собственном удержании свыше 50% подписанной премии. Резервы убытков надежной компании должны быть меньше, чем сумма ликвидных активов. А удержанная премия должна быть обеспечена акционерным капиталом в соотношении не более чем 3:1. Есть еще несколько требований к резервам убытков и к соотношению прибыли от страховой деятельности и от инвестиционной деятельности, но для потребителя страховой услуги они сложны в использовании.

Исходя из логики S&P, при выборе страховщика не стоит гнаться за быстрорастущими компаниями. Таким образом, лидера по годовому росту из потенциальных страховщиков своего авто я вычеркнул.

Удержание 50% подписанной премии благодаря массовости моторного страхования в России для федеральных страховщиков проблемой уже давно не является. Так что по этому показателю прошли все.

В части оценки соотношения ликвидных активов и резервов убытков можно посмотреть на отзывы о качестве выплат страховщика. Затягивание или чрезмерное урезание выплат обычно говорит о недостаточности ликвидности. Так что компании из нижней части проекта АСН «Народный top»  также были отклонены.

По оставшимся нескольким претендентам я быстро собрал все дополнительные данные, в том числе о капиталах (еще одна компания выбыла на этой стадии). Затем сравнил правила страхования и среди тех, что понравились, выбрал страховщика по цене.

Этот достаточно простой метод, сформулированный мной на основании разработок рейтингового агентства, позволил бы клиентам «Росстраха» или «Ростры» вовремя осознать приближающуюся катастрофу и выбрать иную компанию. А клиентам других страховщиков он может помочь вовремя сориентироваться и не оказаться в печальном положении потерпевших. К сожалению, пока недобросовестные страховщики не лишаются лицензий по воле регулятора, потребителям приходится самим заботиться о своем благополучии.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
53 комментария
53 комментария
  • Ins-Shura
    09:46

    Ну, насчет «очень простых показателей» автор, кажется, сильно погорячился. Из всего описанного в статье рядовому потребителю, думаю, понятны разве что отзывы в «народном рейтинге» (и то лень читать), да цена (но тут его агент будет охмурять). Все остальное — финансовая тарабарщина в восприятии обычного человека. Да, и еще — что, предлагаете потребителям оценивать надежность по размеру уставного капитала? Это неправильный совет — вспомним Инногарант, Росстрах, Ростру, а еще раньше — Авест, например. С капиталами на бумаге у них было все в порядке, размер больше, чем у многих

  • Евгений А
    09:50

    тогда ждём Согласие на выход, или кто там из быстрорастущих?

    А мне все казалось, что стабильны компании (не кэптивные) у которых не рейтинг больше, а достаточно прозрачный и расширенный (а не на одно лицо или узкий круг лиц) список акционеров + моторные виды в портфеле составляют не более 40%
    — вот мои ориентиры

    и только попробуйте со мной не согласиться!

  • ASNList
    09:58

    проработать 2 года вице президентом Гуты и уйти страховаться в другую СК. как то не по-людски или скрытая реклама этот пост?

  • йонас
    10:01

    А еще упростить для обывателя возможно?

  • Ins-Shura
    10:04

    ASNList, реклама чего? Ни одной компании, из которых выбирал г-н Поярков, не упомянуто. Хотя мне, например, очень интересно было бы почитать именно с компаниями и конкретикой показателей / хода выбора. Но тогда да, все начали бы обвинять автора и сайт этот в рекламе и антирекламе.

  • AON rus
    10:18

    Арсений. выбирайте компанию. руководство которой вы знаете лично, и которой можете доставить при необходимости максимум неудобств и неприятностей, например можете выгнать их из нескольких крупных счетов. А еще лучше отнесите эту премию в сбербанк, положите на депозит и не превышайте скорость.

  • Haski
    10:20

    Арсений, описанное Вами выше смогу назавать мягко-неправдой, Вы как страховщик и в свою бытность перестраховщик имеете широкий круг знакомых на страховом рынке, выбор страховщика происходил со 100%-ой вероятностью далеко не в автосалоне, выбор свелся к нескольким «звонкам другу» с вопросом «как дела? в этом году не завалитесь? если будет ущерб порешаем? застрахуешь по нетто-ставке?» и все…

  • Kutёk
    10:41

    2 Haski
    Согласен на 100, но не исключаю, что вечером, любуясь отблесками камина на лакированых боках нового мустанга, скучающего за февральским окном, можно себя побаловать методикой Standard & Poor`s. Под коньячок…

  • Арсений
    10:57

    Коллеги, спасибо за комментарии!

    Ins-Shura

    Всё правильно, для большинства потребителей по разным причинам вообще не доступен никакой анализ. Но есть и группа, которая готова провести предварительную работу перед тем как расстаться с существенной суммой (за КАСКО, например). Касательно размера уставного капитала, я бы всё-таки не стал его выбрасывать из методики, поскольку по мере развития регулирования фиктивно надувать капиталы будет всё сложнее и дороже, а показатель этот является одним из самых очевидных и обычно указан на сайтах страховщиков.

    Евгений А

    Сам по себе показатель быстрого роста грехом не является, но дает тревожный звонок – более пристально обратить внимание на остальные характеристики. Потому что за быстрым ростом приходят естественные проблемы его замедления. Касательно корреляции надежности и количества акционеров вопрос спорный. Всё-таки надежность страховщика во многом зависит от того насколько правильными его шаги сегодня окажутся в будущем, миноритарии тут практически бессильны.

    AON rus, Haski

    Справедливое замечание, но есть нюанс. Во-первых, долго проработав на российском страховом рынке, знаю руководство большого числа компаний, так что проблема выбора остается. Во-вторых, машина дорогая и высокорисковая, по стандартным калькуляторам цена страховки выходит за грани приличия, поэтому смотреть стоит тех, у кого есть специальные предложения для салона.

  • Kutёk
    11:12

    Уважаемый Арсений,
    Каждый раз начиная читать Ваши заметки, я зарекаюсь что-либо писать, и каждый раз нахожу море позитива, на который невозможно смолчать. Очень надеюсь, что принимаете это все без обид.
    Не находите противоречий: «машина дорогая» и «цена страховки выходит за грани приличия». Совет — без S&P и прочих сложностей — покупаете Газель. Просто, доступно, просторно в салоне и абсолютно в любых гранях приличий по стоимости страховки.

  • Василий А.
    11:20

    К Арсению

    Для потребителя каско этот метод оценки надежности чуть проще, чем оценка качества молока в магазине с использованием дозиметра и спектранализатора.

    Какой смысл выдергивать из методы Стандарта и Пурза отдельные показатели, если она дает интегральный рейтинг надежности? И использует, между прочим, куда больше аспектов, чем Вы привели. Ну, не верите Стандарту, спросите у Эксперта. Нет рейтинга вообще, не страхуйтесь.

    Потом, есть изъян в Вашей методе. Она поощряет удержание более 50% премий. Тем самым поощряет увеличение доли моторного страхования, что не есть хорошо.

  • Арсений
    11:44

    Kutek,

    Несколько лет назад я был счастливым обладателем автомобиля ВАЗ-2114. Совершенно серьезно, замечательная была машина, ни разу не подводила. Разве что только автоматические стеклоподъемники мистическим образом работали только в помещении сервиса. И вот как-то раз стал единственным участником небольшого ДТП, приехал сотрудник ГИБДД, долго не мог понять, что я от него хочу. В его голове не укладывалось, что машина застрахована по КАСКО. Когда мне произвели выплату, я тоже был в некотором замешательстве, поскольку потерянная оплата трудочасов, потраченных на сбор документов и т.п., существенно превышала полученную сумму. Так что Газели (если она появится) повезет меньше и она останется вообще без КАСКО. Только ОСАГО и ДОСАГО.

    Василий А.

    Метод это просто предложение, возможность потребителям заглянуть «вглубь» мистических значений обозначения уровня надежности. Интересующимся поможет понять хотя бы в первом приближении, из чего эта надежность состоит. Если страховая компания удерживает на себе меньше 50% премий, она становится больше похожей на брокера, жестко зависит от показателей возобновления перестраховочных программ и, соответственно, ценовых циклов. Хотя опять-таки, это всего лишь один из показателей и сам по себе он не говорит о надежности, смотреть надо в совокупности.

  • Евгений А
    11:55

    Арсений,

    вот зря Вы не согласились со мной и создаётся впечатление, что Вы всё-таки оторваны или не хотите принимать реалии российского бизнеса — в РФ ох как многое зависит от акционеров как явных так и скрытых

    а то что не прокомментировали 40% по структуре заношу в раздел — Арсений согласился :)

  • paha_093
    13:14

    Просто сказки какие то.
    1. Кто ж будет считать цену страховки дорогой и высокорисковой машины по стандартному калькулятору?
    2. Механизм работы любой компании пусть и очень надежной очень сильно отличается для клиентов, которые находятся в пределах МКАД и за ее пределами. Так что даже, если вы застраховались в ТОП 2, то например у нас в Екатеринбурге спокойно можете прождать 2 месяца пока вам что то решат с ремонтом, подчеркиваю, не проведут ремонт, а решат, проводить его и в каком объеме.

  • AlexK
    13:15

    Эх интересно было бы посмотреть на глаза счастливого обладателя нового авто, которому в салоне агент предлагал бы страховку аргументируя выбор предложенной компании на основе предложенных методик анализа… А ещё наверно это можно распространить на Туристические агенства, банки и прочее… Прямо с порога «бац» и методику оценки надёжности клиенту… А вот в Гуту Вы кстати не пошли, хотя наверно должны ей быть премного благодарны, что даже по прошествии длительного времени после ухода из «уважаемой компании» можете позволить себе на заработанные деньги не только поездки в Баден-баден но и покупку прекрасного дорогого авто… Эх плохая эта штука зависть :-))) Но как то не по людски с бывшими колегами… А МОЖЕТ ЭТО ПРОСТО
    САМОПИАР?

  • Майкова
    14:15

    а я выбираю так — чтоб был иностранец в учредителях обязательно, чтоб бренд этого акционера был всемирно известный.

    Только пока я не считала, сколько денег я за это сверх заплатила — у них, надо полагать, страховка дороже, чем средняя по рынку.

  • Юрий М
    14:55

    «По оставшимся нескольким претендентам я быстро собрал все дополнительные данные, в том числе о капиталах (еще одна компания выбыла на этой стадии). „

    Может, научите ФСФР быстро собирать и обрабатывать данные о капиталах?

  • драконья ферма
    15:32

    Арсений, у меня тоже крутая тачка.
    поехали катацца?

  • Евгений А
    15:55

    кака така тачка?

    маздатри?
    биэмдаблю?
    кукурузак?
    майбабах?

    надо опрос замутить — на каких марках (модели можно не уточнять) ездят страхблоггеры :) ))

    маздафокуланосы победят кмк

  • Аглая
    15:56

    AlexK
    А я бы очень хотела посмотреть в «счастливые глаза» менеджера по страхованию в автосалоне, когда на его предложение застраховаться в любой из ...-цати СК, с которым салон работает, я начну ему задавать вопросы про величину УК каждой из них, темпам роста в последний год, месте в рейтинге «Народный ТОП» на последнюю отчетную дату, доле автокаско и ОСАГО в портфеле и доле собственного удержания, не говоря уж про достоинства-недостатки правил страхования… Интересно, на какой минуте разговора он пошлет меня <далеко и надолго>?

    Агенты, которые меня ежегодно одолевают звонками накануне даты покупки авто, обычно бросают трубку на второй минуте разговора о достоинствах и недостатках тех компаний, полисы которых они пытаются мне впарить…

  • драконья ферма
    16:23

    2 хум ит мэй консёрн
    у меня крутая тачка, дёшево застрахованная в Ингосстрахе.
    щас меня забанят за рекламу компании и мой неочевидный и необъективный выбор.
    в свое оправдание могу сказать: ну а кто еще такого сюсипусичного лабрадора показывал в рекламе? никто.

  • ЯнаЧка
    16:29

    ох любите же Вы, Арсений, слово корреляция.... :) ))))

    Уверена, что только 1% страхователей сможет понять о чем тут речь идет!
    улыбнуло :) ))))

  • ASNList
    16:47

    Дорогие Страховщики и Потребители страховых услуг. Арсений все это написал для того чтоб написать, неужели не ясно. Он не пойдет, потому что изначально знает, что эта компания создана для кидалова. Во всех остальных «честных» компаниях свою выплату всегда получит.
    Так что читайте других авторов.
    Хорошая СК которая платит по страховым случаям и не платит по не страховым. Третьего не дано. Все остальное для обсуждения в интернете.

  • ЯнаЧка
    17:25

    «Хорошая СК которая платит по страховым случаям и не платит по не страховым.»

    так они все сначала платят, а потом перестают платить))))

  • Евгений А
    17:43

    и всё же?

    лексус или инфинити? или 4О? а мож звезда? или скромное вольво хс60?

  • ЯнаЧка
    17:49

    а может Х6 или Крузер?))))
    скромное вольво не рисковое же, да и не очень дорогое)))))))

  • Арсений
    17:53

    AlexK

    Интересный предлагаете подход к выбору компании. Развивая эту логику, необходимо тогда обязать своего страховщика часть риска передавать в перестрахование на предыдущие места работы. Поровну или пропорционально стажу. Моя безусловная благодарность работодателям (помимо общечеловеческих ценностей межличностных отношений) выражается в качестве проделанной работы и доходах, которые работодатель благодаря этой работе получил. Благодарность работодателя – зарплата и различные бонусы материального и нематериального характера.

    Юрий М

    ФСФР лучше всех знает истинное положение дел во всех компаниях, особенно теперь, после присоединения ФССН. Почему бездействует – вопрос для совершенно отдельной темы…

    Евгений А

    С Вашего позволения не будем вдаваться в конкретику по марке и модели, всё-таки блог о методике оценки надежности страховщика, а не о машине.

  • noire
    17:58

    Подтверждаю наличие у драконьей фермы крутой тачки.
    А вот я, поработав в страховании, что-то стала совсем кар-фри. Только общественный транспорт и такси.

  • ЯнаЧка
    18:01

    «Наши люди на такси в булошную не ездят» (ссссссс)

  • ЯнаЧка
    18:03

    Арсений,
    а давайте разовьем эту тему? попробуем вывести методику оценки Страховщика с позиции работодателя :) очень актуальная тема на данный момент :) )))
    *просто тоже хочу крутую, правда не рисковую*)))))

  • Медведь
    18:07

    Такое ощущение, что обсуждение данной заметки вызвано в основном брызганьем слюной в связи с упоминанием «крутой тачки» в тексте, даже как-то неудобно на все это смотреть.

  • ЯнаЧка
    18:13

    Именно так, ибо данная методика в жизни не применима. А поговорить хочется)))) так почему бы не о приятном)))))

  • Арсений
    18:17

    Драконья ферма, noir

    Поехали кататься – будем соблюдать дистанцию, скоростной режим и всячески демонстрировать безаварийную езду. Для полноты картины еще можем выставить в окна флаги с лозунгами. Например: «Даешь снижение тарифов по ОСАГО!» или «Страховщик должен платить!»

    ЯнаЧ

    Может методику оценки работодателя страховщика с позиции работника страхователя? :)

  • Юрий М
    18:17

    У меня тоже крутая тачка, не застрахована нигде. И не будет.
    Ибо мы сами машины не страхуем, а больше верить некому.
    Баста!

  • ЯнаЧка
    18:20

    Арсений,
    да да да! именно это и имела ввиду! не совсем корректно выразилась))))
    думаю тема будет очень обсуждаема в сообществе))))

  • Медведь
    18:32

    ЯнаЧ "… ибо данная методика в жизни не применима"
    Очень жаль, что не применима, было бы интересно услышать наконец-то хоть одного страховщика, который бы наконец выдал «секретную» методику, как самим страхователям выбирать можно уверенно выбирать себе компанию по каско.

  • noire
    18:51

    Медведь

    Я обычно советую выбирать маленьких страховщиков со 100% хорошим иностранным капиталом (любая большая страховая группа). Таких даже в случае проблем акционерам будет проще выкупить, чем допустить поднятие международной вони.
    К тому же, нагуглив адрес регионального представительства акционеров, в случае затягивания выплаты или каких-то других проблем достаточно просто можно стимулировать местный менеджмент пошевелиться, правильно сформулировав письмо.
    Это, конечно, не методика S&P.

  • ЯнаЧка
    18:52

    Медведь
    к сожалению, боюсь, что даже для себя, сами страховщики, не смогут выбрать компанию и быть полностью уверенными в своем выборе. К примеру, на прошлой неделе застраховала свою машину, компанию выбирала из ТОП-10. Критериями для выбора были цена, услуги и качество обслуживания (вернее реальные сроки выплаты возмещения). Выбор происходил, как уже писалось выше, в процессе обзвона своих знакомых, работающих в этих компаниях. Но я не уверена, что у меня (тьфу тьфу тьфу) будет все в порядке, потому что мой знакомый может завтра перейти работать в другую компанию или, к примеру, придет приказ «свыше» затягивать сроки выплат по всем страховым случаям, что бы к концу года не портить отчетность, или… таких «или» могу привести очень много. Пока у нас нет, хотя правильнее сказать не работает, государственное регулирование в сфере страхования, ни кто не сможет быть уверенным в завтрашней «жизни» той или иной СК, даже входящей в ТОП-10 и имеющей высокие рейтинги надежности.

  • ЯнаЧка
    18:55

    noire

    мировой кризис может повлиять на ситуацию и «иностранный капитал» лопнет как мыльный пузырь!
    Но я с Вами согласна, это тоже критерий +.

  • драконья ферма
    22:05

    я вот из всего прочитанного сделала вывод, что выбрать крутую тачку намного проще, чем выбрать страховщика. и поэтому не у всех, у кого крутые тачки, есть каско.
    но при этом страховщика по осаго почему-то выбрать намного проще, потому что подавляющего большинства (скажем, у 99%) владельцев крутых тачек есть осаго.
    и еще у 93% хозяев крутых тачек обычно есть крутые тёлки, то есть получается, что страховщика по каско выбрать сложнее, чем найти крутую тёлку.
    и получается, раз Арсений умеет выбирает страховщика по каско, то он потенциально круче всех тех, у кого есть крутые тёлки.

  • Охранник - Оценщик - Стрелок
    22:42

    Мдя… с трудом верится, что приставы забрали все.
    Следуя твоей логике, выходит, что любая телка с крутой тачкой круче Арсения.

  • драконья ферма
    22:47

    не любая, а только та, у которой есть полис каско, осаго и крутая тёлка.

  • Евгений А
    08:28

    ну вы договорились — тёлка у которой есть крутая тёлка… хотя в этом мире это нормально (типа мадонна и бритни, гы)

  • ЯнаЧка
    09:34

    ну вот… взяли и опошлили очень актуальную тему…

  • Арсений
    09:39

    Драконья ферма,

    пять с плюсом. В очередной раз убеждаюсь, что тонкая женская интуиция лучше любого ученого мужа может отбросить всё многословие формы и выявить суть, сформулировав её предельно просто, понятно и с математическими выкладками.

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    11:13

    Драконья ферма, а что за «тачка»?

    noire — аналогично, хотя машина и есть, но используется исключительно по выходным.

    Арсений,

    Критерии неплохие. Правда как всегда есть нюансы:
    1. оценка ликвидности на основе народного рейтинга «не комильфо».
    2. критерии не катят для компаний, выходящих на рынок. Т.е. если бы все страхователи ими руководствовались, новые страховщики по определению бы не появлялись. :)
    3. По хорошему — если есть доступ к форме №2 лучше всего посчитать долю всех «накладных» расходов в заработанной страховой премии. Если приближается к 50% — лучше не лезть.

  • Арсений
    11:49

    Scarh Neamhai (А.А. Суворов)

    Справедливые замечания, но рядовой потребитель вряд ли сможет проанализировать вторую форму, а вот народный рейтинг посмотреть – запросто. При этом рейтинг, на мой взгляд, не показывает насколько та или иная компания хороша, но может выделить тех, что совсем плохи.

  • noire
    17:15

    ЯнаЧ

    Полное банкротство страховщика из топ-5 (без национализации и прочих рескью-пэкаджей), это где-то тот же сценарий, в котором банкротятся крупные международные банки и несколько «безрисковых» стран. Хотелось бы, чтобы в этом случае возможная невыплата по КАСКО была бы самой основной проблемой страхователей :)

  • драконья ферма
    13:43

    Арсений, хотелось бы уточнить — так мы едем кататься?
    имейте в виду, что любой Ваш ответ окончательно опошлит данную тему в глазах Ваших фанатов.

  • Арсений
    00:03

    Драконья ферма,

    кататься будем. Но не пустого развлечения ради, а исключительно со смыслом и пользой для страхового сообщества :)

  • AON rus
    13:39

    AON rus, Haski

    Справедливое замечание, но есть нюанс. Во-первых, долго проработав на российском страховом рынке, знаю руководство большого числа компаний, так что проблема выбора остается. Во-вторых, машина дорогая и высокорисковая, по стандартным калькуляторам цена страховки выходит за грани приличия, поэтому смотреть стоит тех, у кого есть специальные предложения для салона.

    Арсений. Вы не внимательно прочитали.
    Я написал нескольких «БОЛЬШИХ СЧЕТОВ».

  • Арсений
    14:22

    AON rus

    Действительно, не то прочитал.

    Метод финансового стимулирования страховщика возможен, но имеет ли смысл? От потери недобросовестной компанией нескольких миллионов/десятков миллионов рублей мне, как страхователю, перед которым страховщик не исполнил обязательства добросовестно, легче не станет. Зачем целенаправленно мстить? Жизнь сама всё расставит по своим местам.

  • Kadavr
    09:38

    Когда у людей, простых клиентов, а не профессионалов, отсутствует простое понимание, что есть страхование, тогда подобные «простые методы» им не доступны. Клиенты Росстраха и Ростры не анализировали рынок, не из-за того, что не знали как. Они скорее всего вовсе не знали зачем это делать. Агент или сотрудник автоцентра просто продал им дешевую страховку, за которую получил высокое КВ. Всё! В 90% случаях простые клиенты (физические лица) ориентируются на цену. Тут, конечно, сказывается еще и «русский авось» — пока гром не грянет, зачем платить больше? Те, что «обжигались» на выплатах, конечно, будут осторожнее в выборе страховщика, но их в разы меньше.

    Здесь нужны не «простые методы», а планомерное информирование населения и повышение общей страховой граммотности. Это, к слову, выгодно всем страховым компаниям, которые реально заботятся о клиенте, а не только о кассе.
    Большинство водителей до сих пор не понимают, за чем им нужно ОСАГО и воспринимают его исключительно как очередной «налог на колеса».

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля