За выплатами и продажами нужны разные надзоры?

07:56
8
При внимательном взгляде на страховой рынок можно заметить интересный момент: под этим термином скрываются два разных рынка. Один – рынок оценки рисков и работы с ними, второй – рынок дистрибуции. И они абсолютно разные.

Совмещение регулирования этих двух рынков – это как совместить регулирование конструирования самолетов и набора, подготовки и обучения пилотов. Если все внимание регулятора перенесено на конструкцию самолетов, а обучение и работа пилотов пущены на самотек, то у рынка авиаперевозок гарантировано возникнут проблемы. И весьма вероятно, что такой рынок, будет реформирован – как и его регулирование.

Страховые регуляторы всегда уделяют много внимания правилам, условиям, выплатам и. т. д. Однако сегодня основной угрозой страховым рынкам стали уровни комиссий, а это – сфера дистрибуции. Именно уровни вознаграждений, комиссий и вопросы компетентности продавцов грозят попросту убить страховые рынки в лице их участников.

Можно ужесточать требования, публиковать судебные решения, вводить или отменять штрафы – все эти меры разумны. Но ключевыми вопросами становятся вопросы понимания, оценки и регулирования самих процессов дистрибуции. Понимание процессов  в дистрибуции несколько отличается от понимания и оценки рисков. Оно требует иного опыта и подготовки специалистов.

Что же имеют русскоговорящие рынки?

Практически ничего. Лицензирования или стандартов деятельности продавцов не введено. Реального понимания специфики каждого из каналов и способов дистрибуции пока не заметно. При наличии высококлассных специалистов рынка оценки рисков, в надзоре так и не появились специалисты по дистрибуции. Все разговоры, которые ведутся вокруг вопроса стандартов и лицензирования в течение последних 15 лет, заканчиваются ничем.

Соседние страны, например, Великобритания и Голландия, помимо давно введенного лицензирования продавцов, уже вводят специальные процедуры в рамках надзора по мониторингу процессов дистрибуции. Фактически надзоры стали раздельно заниматься двумя рынками. Например, Retail Distribution Review (RDR) – станет обязательным регулярным аудитом, который требуется компании для работы на рынке. В создании RDR участвуют все основные игроки рынка, а проводится оно с участием специалистов и независимых профильных организаций.
Как всегда, успех реализации подобной идеи упирается в кадровые критерии отбора и компетенций специалистов, соблюдение интересов лидеров рынка и специфику достижения договоренностей.

Но еще больше реализация любых подобных идей зависит от ответа на вопрос: а для чего вообще нужен страховой рынок?
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
8 комментариев
8 комментариев
  • Клеев Владимир (kleev@prominstrah.ru)
    09:42

    Роман,

    RDR является ключевым элементом стратегии защиты прав потребителей, и создан для защиты инвестиций на розничном рынке. То есть он призван увеличить доверие инвесторов вкладывающих свои личные средства в ритейл, оказать им дополнительную помощь при инвестировании, дать квалифицированный совет при инвестиционном планировании.
    Вы где в России увидели настоящий фондовый рынок, или инвестиционный рынок? Так и зрелого страхового рынка нет и не будет в ближайшее время по ряду причин не зависящих от нашей воли и сознания.
    Будет у нас свой Retail Distribution Review, обязательно будет, но не сейчас, всему свое время.
    Для начала необходимо защитить права потребителя страховых услуг (да и других финансовых услуг), он пока (потребитель) реально беззащитен, хорошо сейчас только страховым мошенникам.
    После этого и настанет время RDR, если будут соответствующие экономические условия (развитые рынки).
    Это ИМХО.

  • Заинтересованный взгляд
    10:57

    Всё же «конструирование самолётов» и «набор пилотов» несколько не тоже, что в страховании происходит с надзором.
    Комиссии не сами по себе существуют, а их платят страховщики. Поэтому надзора над ними вполне хватит для регулирования этого показателя. К тому же, сегодня в ритейле FMCG маржа посредников и продавцов занимает 50% и более от конечной цены продукта, а значит — составляет более 100% от цены производителя. Но ведь никто существенно ниже себестоимости продавать не станет.
    Так и в страховании.

    Как только контроль резервов сместится от расчёта с премий на расчёт от ожидаемых выплат или хотя бы проконтролируются активы не только на отчетную дату, так сразу изменится и ситуация с комиссиями.
    А то данных собираем чуть не по каждому полису, а основные параметры как бы в стороне всё время остаются, тонут в ворохе статистики ради отчетности.

    photo

  • Юрий М
    11:00

    И снова отличный пост на важнейшую тему.
    Роман, спасибо!
    Как бы обратить внимание на этот пост автора предыдущего, г-на Панкина?
    Комментарий получить бы очень хотелось.

  • noire
    11:17

    Ну, не стоит забывать, что на Западе «продавцов» в нашем понимании в компаниях нет, эта функция делегирована внешним структурам. Естественно, разделять и властвовать тут проще. В РФ и на пост-СССР пространстве еще есть случаи, когда один и тот же человек отвечает и за продажи, и за андеррайтинг — как ему в сознании «китайскую стену» построить?

  • Phantom
    13:30

    Нуар
    «есть случаи, когда один и тот же человек отвечает и за продажи, и за андеррайтинг „
    Он, видимо, и акционер (хозяин) СК. Иначе в это трудно поверить.

  • Роман Иванов
    17:10

    Вы несколько переоцениваете так называемый «Запад». Там, особенно в Центральной Европе, все очень похоже на нас. За исключением лицензирования, которое было введено в последние годы и процедуры которого в настоящее время находятся под пристальным вниманием Еврокомиссии.

    Также обращу внимание, что смысл моего поста о том, что требует внимания и оценки сам процесс дистрибуции, а не только правила и формальности. При этом процесс может быть каким угодно и с любым местным колоритом.

  • noire
    10:45

    Билив ми, в маленьких и региональных страховщиках — сплошь и рядом.

  • noire
    10:51

    Запад я точно не переоцениваю :) . Если под Центральной Европой подразумевать Польшу и Румынию — то да, похоже. А FSA, например, к брокерам и к страховщикам выставляет совершенно разные требования, именно исходя из специфики того, что одни — дистрибьюторы, а вторые — андеррайтеры, и это гипотетически должно помочь ловить проблемы на гораздо более ранней стадии.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля