Как снизить РВД в ОСАГО до 5%

07:55
19

Каждый раз, когда публикуются результаты деятельности по ОСАГО за очередной отчетный период, снова и снова возникают вопросы о неадекватности расходов на ведение дела.

Действительно, многие страховщики признают, что вписаться в предусмотренные структурой тарифной ставки 20% РВД сегодня не удается. При этом больше половины этой суммы уходит на оплату комиссионного вознаграждения страховым посредникам.

Возникает очень важный вопрос: можно ли так изменить систему ОСАГО, чтобы значительно сократить расходы на ведение дела? Что нужно сделать, чтобы снизить РВД по ОСАГО, скажем, в четыре раза – до 5%? Возможно ли такое – чтобы на выплаты по ОСАГО предназначалось не 80% премии, а 95%?

Сразу хочется оговориться, что ни одна страховая компания решить такую задачу в одиночку не в состоянии. Это может сделать только все страховое сообщество через РСА при активной поддержке Минфина и Правительства.

Первое. ОСАГО – обязательный вид страхования, его не нужно рекламировать и продвигать, клиент сам будет искать возможность купить необходимый ему полис. Следовательно, основной источник экономии – это затраты на продажи.

Что будет, если вообще запретить выплату комиссионного вознаграждения за продажу ОСАГО? Значительно сократится количество точек продаж – но нужно ли клиенту, чтобы ОСАГО продавалось на каждом углу? Останутся прямые продажи в офисах страховых компаний, загрузка и эффективность которых значительно повысится. Останутся страховые агенты, для которых ОСАГО станет лишь «общественной нагрузкой», а зарабатывать они будут на добровольных видах страхования. Останутся посредники, которые будут пытаться напрямую с клиента получить деньги за выписку полиса. Рынок сильно изменится, но не рухнет.

Второе. Необходимо максимальное упрощение процедуры оформления полиса ОСАГО – переход на электронные полисы, которые можно оформить и оплатить через интернет. Только представьте, сколько бумаги и человеческих ресурсов можно сэкономить при переходе на электронный полис ОСАГО. Тут и создание единой базы данных быстро окупилось бы.

В качестве успешного примера реализации подобного подхода в России можно привести ситуацию с железнодорожными и авиабилетами. Двадцать лет назад – сумасшедшие очереди в билетные кассы; потом появление коммерческих касс, которые оформляли билеты за дополнительные деньги; и теперь – простое оформление электронного билета через интернет.

Конечно, реализация таких идей потребует значительной подготовительной работы, как на уровне страховщиков, так и на законодательном уровне. Но, если такая задача будет поставлена, то цель сокращения РВД на ОСАГО вполне достижима.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
19 комментариев
19 комментариев
  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    09:42

    С уважением.

  • Александр
    13:38

    Значительно сократится количество точек продаж – но нужно ли клиенту, чтобы ОСАГО продавалось на каждом углу?

    Да, нужно. Обязаловка и так не слишком популярна в массах, а тут еще придется напрягаться, чтобы найти кому денег отдать. Опять же возрастет нагрузка на оставшиеся точки продаж, а значит упадет уровень сервиса и по обязаловке, и по добровольному страхованию.

    Останутся прямые продажи в офисах страховых компаний, загрузка и эффективность которых значительно повысится.

    И к очереди за выплатами добавиться такая же за полисами. Народ будет счастлив. Зато постепенно начнет решаться транспортный вопрос с Москве и прочих миллионниках. Никакой Собянин не додумался бы — зачем строить развязки и трассы, можно просто максимально усложнить процесс выдачи обязательной страховки. После пары нервных срывов любой человек сам на велосипед пересядет.

    Останутся страховые агенты, для которых ОСАГО станет лишь «общественной нагрузкой», а зарабатывать они будут на добровольных видах страхования.

    Не останется. Кто ж добровольно на себя «общественную нагрузку» возмет? А принудительно… У нас большинство директив работают не очень или приводят к неожиданным последствиям.

    Останутся посредники, которые будут пытаться напрямую с клиента получить деньги за выписку полиса.

    Хороший вариант, но только для крупных игроков. Большой плюс — открытая ценовая конкуренция на рынке посредников, жирный минус — полное вытеснение с рынка малых страховщиков.

    Необходимо максимальное упрощение процедуры оформления полиса ОСАГО – переход на электронные полисы, которые можно оформить и оплатить через интернет.

    Двумя руками «за». Но только против такой системы будет мощнейшее лобби крупных игроков. Если сегодня большая сеть офисов продаж — это жирный плюс в карму страховщика, с точки зрения потребителя, то при переходе продаж целиком в интернет, все эти офисы становятся обузой. Соответственно те, у кого офисы продаж в шаговой доступности были «фишкой», не будут сильно рады.

    С уважением, дилетант-обыватель.

  • йонас
    13:44

    Вы правы, что отвалятся: МРЭО, салоны, банковская сеть, посредники, возможно часть клиентов. На рынке станет больше фальшивых полисов ОСАГО. И выход будет один — прямые продажи федеральных компаний (через офисы или интернет), а работники офисов страховых компаний будут саботтировать продажи ОСАГО.

  • Kutёk
    14:31

    Александр,

    Электронные полисы — это красивый миф. Сейчас делаются первые попытки легализовать этот вопрос. Представьте лицо налогового инспектора, когда ему расскажут про электронный полис… Что тут говорить про государственное ОСАГО?

    Пример Андрея Знаменского как и любые примеры из жизни — не самый лучший варинт убеждения своей позиции, аналогии редко совпадают на 100%. У электронных билетов ж/д были определенные предпосылки:
    — когда проводник пускает в вагон пассажиров у него уже есть распечатка купленных билетов в его вагоне (простая акция для исполнения).
    — количество мест в вагоне достаточно незначительно.
    — электронный ж/д билет разового действия — предъявил-пустили-еду.
    — достаточно простая тарификация. № поезда фактически определяет маршрут и конечное количество пунктов тарификации, а также время действия, № вагона снимает вопрос класса услуги. У проводника — все билеты одинаковые, кроме № места, крайне просто контролировать.
    — а сколько было проблем с электронными билетами? я почти не катаюсь по ж/д и то слышал матюки

    Теперь представьте ГАИшника (пардон, полицейского дорожной службы) у которого список действующих электронных полисов ОСАГО на остановленный Опель из Тулы и т.д. и т.п… А если не ГАИ, то кто будет следить за исполнением закона?
    Где у нас закон об обязательном страховании жилья, где непонятно как контролировать исполнение?

  • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
    14:54

    Александр, не уверен что нужны продажи ОСАГО на каждом углу.К тому же можно будет стимулировать продажи других страховых продуктов — оформляете КАСКО и я думаю агент с удовольствием бесплатно оформит Вам ОСАГО.

    Kutek, относительно проверки. А как Вы думаете проверяют права по базе ГИБДД? Количество полисов ОСАГО сдается мне будет сопоставимо с количеством прав.

    Другой вопрос, что директивными методами в данном случае ничего не решить. Грубо говоря полный запрет КВ мало отличается от ограничения его предельного размера, которое сейчас благополучно нарушается.

  • йонас
    15:48

    Агент не будет за так просто продавать полисы ОСАГО. Сетевики от страхования работают с агентами за 5%, а Вы хотите, чтоб агент за 5 или еще лучше за бесплатно.
    Культура страхования отсутствует в России. И в этом виноваты государство плюс страховые компании.
    По вопросу электронного ОСАГО — этот бред мог придумать человек с воспаленным мозгом. Несколько причин:
    1) отсутствия технической и финансовой возможностей использования интернета по всей территории РФ;
    2) ограниченные возможности хождения банковских карт и электронных банковских услуг;
    3) предложите эту услугу через Почту России;
    4) закон о персональных данных…

  • Direct-broker
    19:04

    Все доброго дня!
    Ну вот, сразу и накинулись на человека. А между прочим, это тот редкий случай, когда нам что-то предлагают, а не делают сброс своего мнения в «никуда» и просто так. И тем более, вопрос технический – не вопрос техники, а вопрос времени ;)
    Автору спасибо.

  • Андрей Знаменский
    19:07

    2 Александр:
    «Очереди за полисами» — вот это утопия! Уверяю Вас до этого точно не дойдет :)
    При интернет-продажах даже нагрузка на офисы страховых компаний вырастет не так значительно.
    Агенты будут всегда. Вы можете себе представить агента, который отказывается выписать полис ОСАГО (КВ=0) клиенту, который оформляет у него полис каско (КВ=25-30%)?

    2 Kutek:
    Все решается созданием единой БД, кстати у железнодорожников она давно есть — иначе как бы они выписывали билеты на один поезд в разных кассах :) Все остальные приведенные Вами аргументы, извините, не имеют никакого значения.

    2 йонас:
    «Культура страхования отсутствует в России» — вот тут согласен. Да что там «страхования», вообще культуры маловато — взять хотя бы Ваше замечание про мой «воспаленный мозг» :)
    Теперь по сути Ваших замечаний:
    1. А зачем нужен интернет на всей территории России? Интернет-продажи — лишь один из предложенных мною механизмов продаж. Для контроля электронного полиса достаточно телефонной связи.
    2. Банковские карточки? Оплатить полис ОСАГО можно десятком других способов. Не думаете же Вы, что, например, оплата штрафа ГИБДД вызывает где-то в России непреодолимые трудности.
    3. Почта России? Можно и почту, Сбербанк и т.п.
    4. Закон вообще тут не причем. Он же не мешает страховщикам хранить сейчас всю информацию о клиенте или сообщать железнодорожникам через интернет свои паспортные данные.

  • Direct-broker
    19:07

    Пусть немного не в тему, но для меня всегда было загадкой – почему вопрос страховой истории (истории убытков) в части ОСАГО не решается банальными отметками на самом страховом полисе, предъявление которого можно было бы сделать обязательным при заключении нового? Что мешало так делать? Без затрат каких бы то ни было.

  • Андрей Знаменский
    19:25

    2 Direct-broker:
    Можно и отметки на полисе делать, но это не решит проблему, например, при потере полиса. Вообще же, КБМ — это отдельная тема, как-нибудь напишу…

  • йонас
    20:20

    Статистика показывает, что страховании задумаются около 15% населения, как средство инвестирования, только 5%.
    Что касается ОСАГО(0%)+КАСКО(25-30%), то могу Вас огорчить. Ваше предложение не осуществимо:
    1) если ОСАГО(0%), то КАСКО (15-17%) Вы же сами будите ратовать за это предложение, один из аргументов — большая убыточность, чем у ОСАГО;
    2) если ОСАГО (0%), тогда получается социальное страхование и надо менять налогообложение страховых компаний, что ударит по бюджету гос-ва;
    3) обязать агентов страховать по условиям: ОСАГО (0%)+КАСКО(30%) — возможно, если Вы предоставите рабочее место в офисе СК + работу с входящим потоком + реклама, при КАСКО(15-17%) желающих будет меньше;
    4) по телефону можете заказать агента, но данные по телефону, Вы нарушаете Коституционные права Вашего клиента;
    5) если брать оплату полиса, Вы по факсу или телефону оплату получаете;
    6) посредники — Почта России, Сбербанк и т.д. За какую комиссию будут работать, если без оформления полиса они берут от 5% и до 25%?
    7) Президент РФ утверждает, что у нас правовое государство, поэтому надо уважать те законы, которые у нас есть;
    8) Частично базы данных у РСА есть, остальное можно доработать;
    9) не каждый страхователь оформляет КАСКО+ОСАГО.

  • йонас
    20:26

    По урегулированию убытков порой не хватает прозрачности, для этого любителям интернета, необходимо сделать кабинет страхователя и фиксировать этапы прохождения дела по убыткам, а база данных экспортируется в Единую базу РСА.

  • Direct-broker
    20:57

    2 йонас
    Коллега, я так думаю… Главный посыл в блоге Автора – это то, что есть пути определенной оптимизации процессов. Будь то технический аспект (это, кстати, лишь вопрос времени) и есть организационный (КВ). В тоже время Андрей предлагает определенную модель решений и она, я должен заметить, имеет право на существование, но, как минимум, с точки зрения ее проталкивания через лобби во многом не выполнима.
    на 7 пункте прослезился :) зачет!

    2 Андрей.
    Спасибо Вам за то, что отвечаете на комментарии. Не раз говорил, что это редкая и замечательная привычка, и не устану повторять «спасибо» :)
    Андрей, у Вас есть замечательный сайт, который, как видно, сделан с душой и от души. На мой взгляд, Вам следует разместить детальный анализ всех путей оптимизации ОСАГО, хотя бы на нем. Если бы Вы сейчас могли отсылать (в хорошем смысле этого слова) читателей блога на такой анализ, где было бы сравнение разных вариантов, то и дискуссия вышла бы более предметная, так как истинный выбор и наиболее эффективный – всегда в сравнении.
    В техническом направлении лично я разделяю Ваши взгляды. Относительно вознаграждения – нет, так как (что было замечено в комментариях) даже если Вы его уберете – не факт, что страховые компании его уберут :) И опят же на мой личный взгляд, наиболее оперативный способ оказать влияние на убыточность в ОСАГО лежит через контроль убыточности (КБМ), как это не странно, хотя бы потому, что потенциально решается за счет средств Граждан, что очень бизнес всегда только приветствует :) Эх, простите меня за констатация последнего факта.

  • Андрей Знаменский
    21:47

    2 Direct-broker
    Про мой сайт. Такая идея (разместить там ключевые идеи по ОСАГО) у меня была, но она требует много времени. Блог был выбран как альтернатива данному решению.
    Однако некоторые моменты внимательные читатели могут найти и сейчас. Например, на странице www.znay.ru/osago/... в конце есть раздел «Требования к точкам продаж полисов ОСАГО». Пока эти поправки отклонены, но кто знает, что будет завтра…

  • Иванилов Артур Александрович
    17:05

    Андрей, простите за вопрос, а в чем конечная цель Вашего предложения, снизить стоимость полиса? Размер выплаты от РВД ведь никак не зависит.
    Боюсь, вы напрочь забыли о потребителях услуг, которым предстоит помимо очередей, при проведении техосмотра, тратить время в дороге до офиса страховой компании. Нет их в живой природе, идейных агентов, чтобы за бесплатно работать. И очень сомнительно, что страховщики в региональных филиалах «пожертвуют» драгоценным штатным специалистом и деньгами, ради организации точки продаж ОСАГО в местах, удобных для клиентов. Нерентабельно это в регионах. Уверен, что при реализации Вашей идеи, точки продаж никуда не исчезнут, — рынок не даст. Только название сменят на «Стол услуг» и будут накручивать уже на цену полиса услугу по выписке, распечатке… или просто за аренду стула с клиента слупят, простите. А офисные продажи и так без комиссии, так что страховщики, не умеющие вписаться в существующий РВД, пусть перестанут платить по 15% — 18% процентов агентам, и впишутся, глядишь (иначе, как объяснить что КВ в размере 10 % стало больше половины от 20%).
    Согласен с Вами в том, что нужно думать о снижении расходов, только способ сомнителен. Спросите сначала автовладельца А сколько РАБОЧЕГО времени вы сами последний раз потратили на приобретение полиса ОСАГО?

  • Т.Сухарева
    20:15

    Нельзя забывать, что для подавляющего большинства агентов в регионах ОСАГО — основная часть заработка. В районных городах и деревнях — вообще единственная. Если запретить выплату агентского по ОСАГО, то 90% агентов просто откажутся работать. Никакую общественную нагрузку агенты, не имеющие оклада нести не будут. Вряд ли страховые компании заходят открывать точку продаж в каждом районе (даже РГС закрыл агентства в нерентабельных районах). И куда в такой ситуации податся страхователю из глубинки? Ехать в область за полисом?
    Теперь на минуточку представим себе, что практически все ОСАГО продается в офисах компаний. Тогда у компаний вообще не останется времени на другие виды страхования. Или надо будет в разы увеличивать аппарат. Тогда о каком экономии РВД речь? И как люди будут узнавать об услугах тех или иных страховых компаний? Увеличить расходы на рекламу? Опять же растет РВД, только за счет постоянных расходов, а не переменных, а это гораздо рискованней.
    Интернет-продажи выглядят в этой связи более перспективно. Но интернет есть не у всех. Опять же надо создавать и продвигать сайт, а это то же РВД.

  • Андрей Знаменский
    22:38

    2 Т.Сухарева

    1. Хороший вопрос: насколько страховым компаниям нужны агенты, которые умеют продавать только ОСАГО (или как долго они будут нужны)? Эти «продавцы» с таким же успехом могли бы собирать налоги с населения, если бы им за это платили комиссию.
    2. Кстати, Вас не удивляет, что владельцы автотранспорта в любой деревне способны раз в год заплатить транспортный налог, а для покупки обязательного полиса ОСАГО им нужны посредники? М.б. стоит поучиться у налоговой службы – простого письма с счетом на оплату вполне достаточно (например, так продается абсолютное большинство полисов ОСАГО в Финляндии).
    3. О рекламе по ОСАГО говорить вообще смешно, как и о продвижении своего интернет-сайта. Почти всё РВД по ОСАГО должно тратиться на организацию урегулирования убытков – это и будет единственной и самой надежной рекламой.

  • rusnick
    02:33

    «Первое. ОСАГО – обязательный вид страхования, его не нужно рекламировать и продвигать, клиент сам будет искать возможность купить необходимый ему полис. Следовательно, основной источник экономии – это затраты на продажи.» — БРЕД!!! Была бы лицензия на ОСАГО у одной компании — понятно. А так.... ;)
    Про электронные полиса — хорошая идея.

  • Т.Сухарева
    20:43

    Насколько компании нужны агенты, собирающие только ОСАГО решает сама компания (установлением агентского вознаграждения, в том числе с дифференциацией по регионам и мощности автомобиля, выделением лимита полисов). Но даже если в портфеле агента ОСАГО составляет 50% (в регионах такие агенты ценятся очень высоко, здесь я не веду речь об агентах-автосалонах и банках), отбор у него половины заработка заставит его задуматься о целесообразности работы агентом. В итоге компания вместе с ОСАГО потеряет другие виды страхования.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля