Навязчивый сервис

Четвертого июля 2014 года Госдума рассмотрела в третьем чтении большой пакет поправок в федеральный закон об ОСАГО. Если законопроект одобрит Совет Федерации, то уже осенью тарифы вырастут примерно на двадцать процентов.

06:42
Российская газета-Сибирь Марина КЛАРИСС

Но для автомобилистов есть и хорошая новость: за необоснованный отказ от заключения договора страхования ОСАГО либо за навязывание дополнительных услуг на должностных лиц страховой компании будет налагаться штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. 

Проблема со страховыми полисами в Кузбассе обострилась донельзя. Автолюбители завалили антимонопольную службу жалобами (с начала года их уже больше семидесяти), в которых говорится о нарушениях, допущенных страховыми компаниями при оформлении полиса ОСАГО. По свидетельствам автомобилистов (в Интернете есть даже видеоролики), страховщики либо просто отказывают в оформлении документа, ссылаясь на то, что у них нет бланков, либо навязывают дополнительные услуги - страхование жизни и здоровья. В итоге стоимость такого «добровольно-принудительного» полиса вырастает на сумму от трех до восьми тысяч рублей.

- Чтобы оформить полис ОСАГО на мотоцикл, мне пришлось побывать в пяти разных страховых компаниях. Везде получал один и тот же ответ: сделаем только в том случае, если застрахуете жизнь и здоровье. А это - еще плюс три тысячи руб-лей дополнительно к стоимости полиса. В некоторых страховых компаниях вообще отказывались оформлять страховку, ничем не объясняя причины отказа. Я пытался убеждать, что это незаконно, что они не имеют права навязывать дополнительные услуги, снимал видео. А меня отправляли разбираться в центральный офис компании, - рассказал кемеровчанин Юрий Левичев. 

Напомним, что неприятности начались еще в прошлом году, но такого потока жалоб все же не было. Больше других недовольны жители Новокузнецка, Междуреченска и Прокопьевска. 
О кузбасских проблемах знают не только в Федеральной антимонопольной службе, но и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). По данным РСА, бланков полисов ОСАГО в регионах достаточно, и отказы по этой причине являются надуманными. С точки зрения антимонопольного законодательства, навязывание дополнительных услуг населению неправомерно, однако запрет распространяется лишь на те страховые компании, которые занимают в регионе доминирующие положение, то есть свыше 35 процентов рынка. Остальные под действие данного положения «Закона о конкуренции» не подпадают. 

- Но это не значит, что нарушений в действиях мелких компаний нет, - прокомментировала ситуацию руководитель Кемеровского УФАС Наталья Кухарская. - Естественно, мы работаем по всем поступившим обращениям - независимо от названия страховой компании и ее доли на рынке услуг, направляем запросы и передаем информацию в другие службы (жалобами занимаются РСА, Роспотребнадзор и Центробанк, - «РГ»). 
Чтобы выявить подобные нарушения, нужны доказательства, например - письменный отказ в оформлении полиса ОСАГО. Но страховщики идут на это крайне неохотно. Поэтому автолюбителям, обратившимся с соответствующей жалобой в ФАС, подтвердить свои претензии, как правило, нечем. 

Антимонопольное ведомство же настоятельно рекомендует иметь письменное доказательство отказа, полученного от страховой компании. 
Не секрет, что страховщики уже не первый год настаивают на повышении тарифов ОСАГО, объясняя его необходимость убыточностью этого видастрахования. По мнению экспертов, навязывание дополнительных услуг - удобная лазейка, позволяющая компенсировать декларируемые убытки при оформлении соответствующих полисов.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля