Рынок ОСАГО: проблемы и переспективы

В гостях: Михаил Волков, генеральный директор СПАО «Ингосстрах». Ведущий: Алексей Дыховичный 

19:45
Эхо Москвы
А. Дыховичный ― 11 часов 08 минут в столице, добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный. И у нас в гостях Михаил Волков, генеральный директор страховой компании «Ингосстрах». Михаил Юрьевич, здравствуйте.

М. Волков ― Добрый день.

А. Дыховичный ― К сожалению, Игорь Юргенс не смог… Планировал, но не смог приехать, дела государственной важности задержали его. Мы говорим о рынке ОСАГО.

М. Волков ― Придется мне за весь рынок, да, сегодня выступать. 

А. Дыховичный ― Давайте тогда с этого и начнем, что происходит на рынке. Говорят, что выплаты превысили сборы. Это правда, или нет? 

М. Волков ― Ну, почти. Выплаты сравнялись со сборами, уж по результатам 2016 года стало очевидно, что рынок находится именно ОСАГО практически в предкризисном состоянии. Если честно, то я немножко так на тему сегодняшнего разговора с грустью смотрел. Потому, что тема ОСАГО надоела, вот лично мне она надоела. Я думаю, что она и многим надоела. Рынок ОСАГО занимает ну, примерно четверть всего рынка страховых услуг. И, к сожалению, его влияние не пропорционально. Если ты хочешь заниматься розничным страхованием, страховать граждан от разных видов происшествия, то конечно в ОСАГО тебе нужно присутствовать И все те проблемы, которые с ОСАГО мы обсуждаем на протяжении многих лет, ну уже мне кажется, какую-то оскомину набивает. Много этих проблем. Иногда рынок нормализуется, но вот сейчас, опять по результатам 2016 года мы увидели, что рынок стал глубоко убыточным. Итого, все страховые компании, если мы сложим это убытки, исчисляются десятками миллиардов рублей. Вот мы вчера с коллегами по цеху обсуждали, сейчас наверное там более точные оценки сделаем, но по 16-му году итого рынок понес убытки, исчисляемые десятками миллиардов рублей. К сожалению первый квартал показал, что ситуация еще хуже, и вот вы правильно совершенно сказали, так называемый страховой термин «уровень выплат», когда мы сравниваем сколько итого мы собрали денег с рынка, итого выплатили – эта цифра практически сравнялась. Она 97% сейчас составляет. Это хорошо для застрахованных, но для системы страхования, для рынка ОСАГО это конечно плохо. Потому, что не надо забывать, что страховщики еще несут расходы, связанные с урегулированием убытков, с нашими сотрудниками, с ай-ти системами. Платим комиссионное вознаграждение где-то, где этот рынок еще хоть как-то прибыльный. За то, что эти страховки продают, поэтому ситуация сегодня в общем-то кризисная.

Дыховичный ― Михаил Юрьевич, простите, не разжалобили – это раз. А во-вторых, вот эти 3% мне как раз… Мне кажется, я абсолютный дилетант в этом вопросе, но вот как мне кажется, вот эти 3% — это как раз вот то, что… Того, чего достаточно для того, чтобы покрыть все расходы. А так, как это страхование обязательное, то и нечего на нем особо зарабатывать. Вот как раз, вот сейчас как надо. 

М. Волков ― Конечно это не так, к сожалению. 3% не достаточно. Если вы вспомните, когда ОСАГО создавалось в 2003 по-моему году, то закладывалась следующая логика в тарифную ставку: 77% планировалось, что должно пойти на выплаты. То есть, вот та цифра, которая сегодня достигла… А при условии того, что у нас практически не растет рынок, то уровень выплат, он с убыточностью сейчас ну, в общем-то там наверное близок. А вот эта цифра, она в тарифную ставку закладывалась как 77%. Действительно вы совершенно правы, что не закладывалось никакой прибыли для страховых компаний. 3% было отчисление в РСА, 10% то, что мы называем страховщики на ведение дела, то есть, это на те расходы, о которых я сказал, на урегулирование убытков. И 10% было заложено комиссионных для того, чтобы стимулировать продажи. Я думаю, что в среднем по рынку сейчас страховые компании платят наверное уже меньше, чем 10%. Потому что вы знаете, появилось в прошлом году такое понятие, как токсичные регионы, где ситуация зашкаливает за любые там возможные пределы. И по нашей компании мы видим, что убыточность сильно может быть там под 200, и даже за 200%. Очевидно, что там наверное комиссионные сейчас никто не платит. В среднем по рынку конечно где-то они платятся, но возвращаясь к тому, о чем вы сказали, 3% конечно не достаточно. Вот уровень там 10%, он хоть как-то позволяет нам вести нашу деятельность. 

А. Дыховичный ― За счет чего вот сравнялись практически выплаты, и сборы? Если память мне не изменяет, в 14-м году, совсем недавно был повышен тариф по ОСАГО, и в общем все были довольны. 

М. Волков ― Ну, тут несколько разных факторов… 

А. Дыховичный ― Все – это я имею в виду страховщики. 

М. Волков ― Да, действительно, почему я говорю, что эта тема уже немножко всем наверное надоела… Не так давно, в 14-м году у нас был предыдущий кризис, из которого мы вышли в том числе, через повышение тарифов. Сейчас, если вы помните, в течение 16-го года очень много дискутировалось, и очень много работы было проделано над тем, чтобы вести поправки в законодательство, в натуральной форме оказывать ремонт. А тем самым мы пытались выдавить с рынка нечестных посредников, так называемых авто-юристов, анти-страховщиков, которые наживаются на экосистеме страховщик – страхователь. То есть, из этой экосистемы дополнительные деньги изымают. Я надеюсь, что те поправки, которые вступили в действие с 28 апреля, они отчасти помогут эту проблему решить. И вот как раз в основном эта проблема связана с теми самыми токсичными регионами, о которых я говорил. Сегодня 16, хотя на самом деле в реальности их больше. Там, где и доступность не очень хорошая страховой услуги, и деятельность вот этих авто-юристов приводят к безумным совершенно дополнительным расходам. Если по результатам 15-го года еще вот эти вот дополнительные расходы, связанные с авто-страховщиками… Анти-страховщиками, прошу прощения, исчислялись примерно пятнадцатью процентами, то в токсичных регионах сейчас эти цифры доходят до 50%. Поэтому я надеюсь, что с введением натуральной формы мы эту проблему хотя бы отчасти решили, но увлекшись решением этой проблемы, мы не заметили, как естественным образом просто подросли цены, и средняя выплата сегодня в первом квартале, по сравнению с первым кварталом 16 года выросла на 21%. Поэтому даже если мы победим всех анти-страховщиков авто-юристов, не честных анти-страховщиков, то все равно тарифа оказывается не достаточно. Поэтому сейчас мы ведем очень активную дискуссию на уровне российского союза автостраховщиков, с ЦБ о том, что скорее всего без корректировки региональных коэффициентов, рынок будет продолжать находиться в очень кризисной ситуации. И те проблемы, о которых я уже тоже говорил, с доступностью и так далее, они будут продолжаться.

А. Дыховичный ― Давайте тогда про коэффициенты, и про повышение тарифов, о которых сейчас говорите вы. И ЦБ, который говорит об изменении именно коэффициентов. Но правда не региональных, а возрасти опыт. Вчера «Ведомости» об этом написали, ЦБ предлагает ввести скидки на ОСАГО для опытных и возрастных водителей, а молодые и неопытные напротив, заплатят за полис больше. Как такое предложение? Мне кажется… Вот мне кажется разумно. 

М. Волков ― Это предложение логичное. На самом деле, конечно обсуждаются поправки к коэффициентам и к тем, и к другим. И вы совершенно правильно говорили, вчера ЦБ объявило о том, что он уже предлагает откорректировать вот эти вот коэффициенты за стаж и возраст так называемый. Мы к этим изменениям относимся положительно, потому что с точки зрения клиентов застрахованных, приведет к большей справедливости тарифообразования. К более корректной цене для каждого покупающего страховку ОСАГО. Потому что сегодня, по сути эти коэффициенты, они немножко усредняют тариф, и те, кто менее аварийный, платит за тех, кто более аварийный. Вот таким изменением ЦБ добьется того, что те группы людей, которые более статистически убыточные, они будут платить больше. Те, кто более опытный и менее аварийный, они будут платить меньше. Но это… Есть такое понятие, как емкость рынка. На сегодняшний день она составляет примерно 240 миллиардов рублей. То есть, все страховые премии на рынке по ОСАГО за год, составляют примерно 240 миллиардов рублей. Когда мы говорим о том, что уровень выплат достиг 97%, это значит, что почти все эти деньги возвращаются обратно на рынок в виде выплат. Вот изменения тех тарифов… Тех коэффициентов, о которых вы сейчас говорили за стаж и возраст, не изменит емкость рынка. Произойдет перераспределение внутри от опытных, к менее опытным, или наоборот. Мы говорим о том, что емкость рынка в целом должна измениться, и это возможно, мы прекрасно понимаем, что очередное повышение тарифов наверное в обозримом будущем не очень возможно по разным причинам, но вот изменение региональных коэффициентов, опять-таки некую справедливость. Там, где по каким-нибудь причинам убыточность выше, есть прямо определенные очаги. Мы в прошлый раз говорили о том, что на юге такие очаги присутствуют, и несколько других по России. Вот там коэффициенты придется повышать. 

А. Дыховичный ― Вот то что вы упомянули, я думаю, что об этом может даже и далеко не все знают. Ведь теперь приоритет натурального возмещения, то есть ремонта по ОСАГО. Что это такое, с какого числа начало действовать, кого это касается, кого не касается? 

М. Волков ― Да, действительно те поправки, которые были приняты не так давно в закон об ОСАГО, они вступили в действие, если я не ошибаюсь, 28 апреля. Пока что еще очень мало времени прошло для того, чтобы оценивать, какое влияние это окажет на рынок. Но действительно, если у нас в определенных регионах с определенными станциями техобслуживания есть договоры на натуральное урегулирование в ОСАГО, то клиент, когда он заключает новый договор, он может выбрать из списков. Это все страховые компании сейчас будут постепенно к этому приходить, предлагать списки СТО, на которых клиент в будущем захочет отремонтироваться, когда у него произойдет какой-то страховой случай. И дальше из этого списка, выбрав… Он указывает этот… Свой выбор делает, и дальше, когда происходит страховой случай, мы его направляем в эту станцию техобслуживания, и уходим от денежных взаимоотношений. Если раньше мы выплачивали в основном за ОСАГО в наличной форме, и не всегда были уверены, что клиент потом пойдет, и потратит эти деньги именно на то, чтобы привести свой автомобиль в исходное состояние. В том числе это приводило к тому, что безопасность движения тоже страдало потому, что человек мог потратить на что-то другое эти деньги, а автомобиль не отремонтированный продолжал эксплуатироваться, и в общем риск того, что что-то произойдет, так же был достаточно высоким. Сейчас мы будем его направлять на станцию технического обслуживания, и ремонтировать автомобиль, возвращать ему уже в исходное состояние. 

А. Дыховичный ― До 28 апреля, да? 

М. Волков ― Да. 

А. Дыховичный ― До 28 апреля, насколько я понимаю, у людей был выбор. И на сегодняшний день как мне представляется, тоже есть выбор еще пока что у тех, кто приобрел полис до 28 апреля, правильно? 

М. Волков ― Да, да, да, конечно. 

А. Дыховичный ― Если я купил полис 27 апреля, этот закон пока меня еще не касается, хоть он и вступил в силу. 

М. Волков ― Абсолютно правильно. Там конечно возникают вопросы, что если попадают в аварию два автомобиля, один застрахован до, второй после 28 апреля, там некая казуистика возникает. 

А. Дыховичный ― По какому полису считать. 

М. Волков ― Да, да, да. Но на самом деле, в любом случае займет определенное время потому, что страховые компании сейчас находятся в состоянии, когда они заключают договоры с этими станциями техобслуживания, вывешивают эти списки. Поэтому, это такой плавный процесс. Опять-таки, там меньше месяца прошло, еще пока подводить итоги точно рано. 

А. Дыховичный ― Но у меня был выбор, или деньгами, или натуральным возмещением, то есть ремонтом. И как я представляю себе об этом, (неразборчиво) говоря страховщики, 90 там с лишним процентов людей выбирали деньги, правильно? 

М. Волков ― Абсолютно правильно. Но и мы тоже зачастую платили деньгами, хотя и раньше на выбор мы предлагали там… Я не могу сказать за весь рынок, но в «Ингосстрахе» у нас достаточно большая доля клиентов, которая выбирала натуральное возмещение в добровольном варианте. То есть, к нам приходит застрахованный заявлять убыток, мы говорим хочешь деньги, хочешь мы тебя отправим на станцию техобслуживания? Многие выбирали второй вариант, и мы возвращали машину просто в исходное состояние. 

А. Дыховичный ― Это по ОСАГО. 

М. Волков ― По ОСАГО, конечно, только ОСАГО. 

А. Дыховичный 
― Сегодня, вот когда вот все пройдет, все вопросы будут решены, выбора практически не будет. За редким исключением, которые прописаны в законе, правильно? 

М. Волков ― Абсолютно правильно. 

А. Дыховичный ― То есть, вроде бы как ущемляют в правах, получается? То есть, раньше возможности было больше, а теперь вот их меньше. 

М. Волков ― Надеюсь, что не ущемляют. Потому, что во-первых, теперь страховая компания… Говоря про «Ингосстрах», мы всегда выполняем взятые на себя обязательства. Мы будем ремонтировать, будем ремонтировать качественно, и будем возвращать автомобиль в исходное состояние. Плюс, раньше выплата была за вычетом износа, сейчас эта проблема так же решена, мы возвращаем без учета износа, в исходное состояние автомобиль. 

А. Дыховичный ― То есть, вот этот вот момент мне хотелось бы уточнить. Ремонт до сегодняшнего дня, он был с учетом износа, то есть человек доплачивал? 

М. Волков ― Человек доплачивал за износ. А при условии того, что у нас парк автомобилей в России достаточно старый, в среднем. Понятно, что когда мы находясь в Москве, смотрим на улицу, у нас мимо нас много новых автомобилей проезжает, но если мы говорим в целом по стране, то парк исчисляется несколькими годами. Я точно цифру сейчас не вспомню, но это достаточно длительный период среднего использования автомобиля, парк старый. И поэтом те люди, которые раньше выбирали или… Не важно, что они выбирали, выплата осуществлялась за вычетом износа. То сейчас в натуральной форме, мы полностью восстанавливаем, и за износ платим сами. 

А. Дыховичный ― То есть, если ремонт был на 100 тысяч условно говоря, но машина старая, «Ингосстрах», или какая-то другая страховая компания покрывали условно говоря 70, а 30 нужно было доплачивать из собственного кармана. 

М. Волков ― Абсолютно верно. Ну потому, что согласитесь, не очень логично, там возьмем в качестве примера какие-нибудь старые «Жигули» например. Замена двери, почему на старый автомобиль должна ставиться новая деталь, это всегда взывает массу вопросов. Сейчас в случае, если у нас есть договор со станцией техобслуживания, и мы предлагаем клиенту изначально выбрать вот эту вот натуральную форму возмещения, то за износ платим мы, да. 

А. Дыховичный ― То есть, по старой же… 

М. Волков ― Для клиентов стало лучше. 

А. Дыховичный ― В этом плане вроде бы как. Но вы так вот оговорились, вы сказали в случае, если есть. 

М. Волков ― А почему я об этом говорю? Действительно, у нас не везде… Это не надо забывать, мы говорим про всю страну, мы не говорим про Москву, где есть станции техобслуживания практически для любого автомобиля. А с чем сталкиваются сегодня страховщики? По закону мы должны ставить новые детали, как я уже об этом сказал. И на ряд автомобилей, например нету ни станций техобслуживания, особенно если мы говорим например про Дальний Восток, где так называемые праворукие автомобили. Нету таких станций техобслуживания, которые смогут взяться за ремонт этого автомобиля. Нету вообще, больше не производится новых деталей для этих автомобилей. В этих случаях мы не предлагаем заключать договор изначально на натуральную форму, а остается выбор между деньгами и натуральной формой. 

А. Дыховичный ― Но вы сами-то стремитесь к тому, чтобы натуральную форму предлагать клиентам? 

М. Волков ― Смотрите, да. Тут ситуация в среднем на рынке, и ситуация в «Ингосстрахе», она немножко отличается потому, что еще раз напомню, основная задачу, которую мы решали этими поправками к законодательству, убрать из нашей экосистемы не чистоплотных анти-страховщиков, которые изымали дополнительные деньги за счет там дополнительных пени, штрафов, судебных расходов, и так далее. Они живились за счет денежных потоков. Если чем больше у нас будет в натуральной форме возмещение, тем сложнее им будет своими мошенническими действиями изымать дополнительные деньги. В среднем по рынку, эти выплаты очень высокие были дополнительные. В «Ингосстрахе» эти выплаты чуть меньше. Потому, что мы ну, наверное там может быть чуть лучше, чуть качественнее, чем в среднем по рынку урегулировали убытки, поэтому у нас доля вот этих вот прочих судебных, она была ниже, и поэтому эта проблема для нас чуть меньше. Мы да, будем заниматься продвижением натуральной формы, ну может быть там не так активно, как в среднем по рынку, будем заниматься этим. 

А. Дыховичный ― Как вы полагаете, вот эти вот… Как теперь вы их называете, анти-страховщики, раньше я помню, их называли недобросовестные авто-юристы, как-то так. 

М. Волков ― Ну, два названия есть, да. 

А. Дыховичный ― Как вы полагаете, вот натуральная форма полностью изживет их с рынка, или найдут какие-то… Могут найти какие-то лазейки? 

М. Волков ― Конечно, найдут. Ищут постоянно, потому, то выпадающие доходы для мошенников, они тоже выпадающие доходы. И конечно эти люди очень мобильные, и они ищут другие способы заработков, поэтому ну, наверное… Не наверное, а точно совершенно они будут искать, а мы будем продолжать с ними бороться, это вечный процесс. 

А. Дыховичный ― Вот конкретные вопросы задают слушатели: «Я сейчас обслуживаюсь у конкретного официального дилера. Имею ли право во ОСАГО обслуживаться у него же»? 

М. Волков ― В случае, если этот дилер будет в нашем списке, то вы в момент перезаключения договора сможете его выбрать, и да, тогда сможете обслуживаться. 

А. Дыховичный ― Вероятность стремиться к… 

М. Волков ― Нет, зависит очень сильно от региона. В тех регионах, где дилеров много, там условно возьмем Москву которая сильно отличается по количеству представленных дилеров от среднего в России, конечно такая возможность скорее всего будет, вероятность высокая. В случае, если это какой-то небольшой город, где такого дилера в принципе может не быть, тогда вероятность конечно ниже. 

А. Дыховичный ― Ну я не думаю, что человек в другой город… 

М. Волков ― Ну я же не знаю, из какого города пришел этот вопрос. Мы говорим… Как федеральный страховщик, мы оказываем эту услугу на всей территории РФ, и закон един для всей России. Не смотря на конечно некую разницу в правоприменении, просто по тому, что где-то эти дилеры есть, а где-то их нету. 

А. Дыховичный ― Ну, как я понимаю, вы все-таки приветствуете этот закон. 

М. Волков ― Да, конечно. 

А. Дыховичный ― И ждете… 

М. Волков ― Проблема только в том, что он не решает всех наших текущих проблем. И то, с чего мы начали, рынок ОСАГО в кризисе, из этого кризиса надо выходить. Этот закон – один из небольших шажков в этом направлении. 

А. Дыховичный ― Ну что же, спасибо вам. Напомню, что Михаил Волков, генеральный директор страховой компании «Ингосстрах» был у нас в гостях, мы говорили о рынке ОСАГО, «Проблемы и перспективы», так звучала тема нашего эфира. Михаил Юрьевич, спасибо вам. 

М. Волков ― Спасибо большое. 
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля