«Разлетаются на осколки»: очереди на ремонт китайских авто растут

В 2023 году владельцы автомобилей китайского производства в Санкт-Петербурге обращались по страховым случаям в два раза чаще, чем годом ранее, отмечают ведущие страховые компании.

08:45
РБК
Также на 10-25% выросла средняя стоимость ремонта «китайца» в сервисах Северной столицы, очереди в которые расписаны на несколько недель вперед. РБК Петербург спросил экспертов и игроков рынка, с какими поломками владельцы машин из КНР сталкиваются чаще всего и стоит ли доверять давним стереотипам о китайских автомобилях.

«Автомобилей больше, чем нужно»

В Петербурге число обращений в «Ренессанс страхование» по ремонту машин китайских брендов в прошлом году достигло 1,2 тыс. против 600 — в 2022 году. Эксперты считают, что рост связан с увеличением числа продаж автомобилей из КНР. На это, в частности, указывает частота обращений, которая осталась на уровне 23-24%. По России количество страховых обращений, связанных с ремонтом таких машин, увеличилось более чем втрое по сравнению с 2022 годом, рассказал вице-президент по автострахованию компании Сергей Демидов.

Этот тренд подтверждают и в страховой компании «РЕСО-Гарантия» — вице-президент Игорь Иванов в беседе с РБК Петербург подчеркнул, что автомобили китайских марок — именно тот сегмент транспортных средств, в котором наблюдается значительный рост выплат. «В 2023 году относительно 2022-го количество [выплат] увеличилось на 58%. Однако нужно учитывать, что основной объем продаж „китайцев“ пришелся на 2023 год, поэтому динамика относительно 2022 года мало отражает тенденцию, — обратил внимание Иванов. — Корректно будет оценивать рост выплат как в „штуках“, так и в деньгах уже по результатам 2024 года».

По данным «Ренессанс страхование», стоимость ремонта автомобиля китайского бренда у официального дилера в среднем составляет 120 тыс. руб., средняя стоимость деталей и кузовных частей варьируется в зависимости от модели и комплектации. Таким образом, цена на ремонт китайского авто «подскочила» за 2023 год на 10-25% (в зависимости от сервиса), уточняет исполнительный директор «ЕвроАвто» (сеть магазинов и складов автозапчастей) Илья Плисов.

При этом продажи китайских автомобилей продолжают расти, констатирует член Общественной палаты РФ, председатель «Всероссийского общества автомобилистов» (ВОА) Валерий Солдунов. «По некоторым позициям автомобилей на рынке больше, чем нужно. Плюс „китайцы“ стали первыми в России в части электронной торговли через маркетплейсы: сейчас китайский автомобиль можно купить даже через Ozon. Пока это работает не во всех регионах, но предлагается уже далеко не одна марка».

«Они разлетаются на осколки»

На фоне пика продаж китайских автомобилей растет и число поломок, с которыми петербуржцы обращаются в автомастерские. Опрошенные РБК Петербург представители водительских ассоциаций и владельцы автосервисов сетуют на чрезмерную загруженность, дороговизну и дефицит запчастей на складах. Особенно это касается кузовных частей, обращает внимание вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов — срок ожидания в некоторых случаях может доходить до двух месяцев.

Все это усугубляется низким качеством кузовных элементов, добавляет генеральный директор управляющей компании сети автосервисов «Китаяна» Михаил Мартынов: «Качество бамперов часто оставляет желать лучшего. Любое касание — и они разлетаются на осколки. Обратите внимание, сколько в Петербурге китайских авто с дефектами этих элементов».

«Качество бамперов часто оставляет желать лучшего. Любое касание — и они разлетаются на осколки»

Исполнительный директор общественной организации «Водители России» Павел Локтюшин указывает на то, что механикам зачастую не под силу починить некоторые поломки, «так как поколение техники новое, постоянно дорабатывается и модернизируется». Особенно часто такая проблема возникает в сфере грузовых перевозок, где также используются китайские тягачи, говорит технический директор ГК «Нейс-Юг» Юрий Янев.

«Качество новых деталей уступает европейским, — признается он. — В части электрики дела обстоят сложнее. Причину поломки приходится искать по несколько дней. Очень низкого качества кабели и разъемы. Зачастую входная компьютерная диагностика не способна указать, в чем проблема в автомобиле. В части мастерских — тут все зависит от уровня подготовки и креативности подхода к ремонту. Так как технологических карт и нормальных инструкций по ремонту попросту нет».

По словам генерального директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергея Чернова, китайские авто сложно ремонтировать из-за особенностей запчастей, которые далеко не всегда подходят по размеру и другим габаритам. «То есть, одна и та же запчасть может подойти к одному автомобилю и не подойти к другому. При том, что оба были одной модели и одной марки, — сетует он. — Кроме этого, китайские производители автомобилей зачастую не производят запчасти на старые модели, снятые с производства».

«Одна и та же запчасть может подойти к одному автомобилю и не подойти к другому. При том, что оба были одной модели и одной марки»

В сети автосервисов «Китаяна» отметили, что у каждого китайского бренда выявлены свои «слабые места»: у кроссовера Haval Jolion часто требуется замена щитка приборов; владельцы купе-кроссовера F7x жалуются на стук в рулевой колонке; у автомобилей Changan в морозы появляются проблемы с контактами мультимедийных устройств и замерзанием замков (машину невозможно открыть или полностью закрыть); у Dongfeng периодически выходят из строя кислородные датчики, а водители на Geely Coolray меняют ГРМ (газораспределительный механизм) раньше положенного срока.

«Штучные машины»

Сторонники китайского автопрома убеждены, что в настоящий момент стереотипы о часто ломающихся машинах из КНР неактуальны, поскольку за несколько лет автопроизводители из Поднебесной приспособились к российским погодным и дорожным реалиям. Чаще всего поломки носят локальный характер и далеки от статуса системных проблем. Те машины, что сейчас есть на рынке, отличаются от моделей, на которые жаловались российские водители 5-6 лет назад.

«Тогда это были штучные машины, не адаптированные для наших условий, — считает председатель ВОА Валерий Солдунов. — Были маленькие продажи, поэтому никто не проводил специальной подготовки [автомобилей]. Сейчас модели разрабатываются уже с учетом наших реалий. Полные данные о надежности китайских авто мы получим только года через два, когда будет заканчиваться гарантия».

Тезисы транспортников поставила под сомнение генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор Changan KYC) Нонна Шалина. Проявляющиеся в ходе езды дефекты, по ее мнению, объясняются «индивидуальной манерой вождения». Автолюбителям, которые жалуются на хрупкость кузовных частей и вмятины на металле, собеседница РБК Петербург посоветовала «не опираться на автомобиль».

Автолюбителям, которые жалуются на хрупкость кузовных частей и вмятины на металле, она посоветовала «не опираться на автомобиль»

«Есть определенный норматив, который используется для изготовления деталей, — напомнила Шалина. — В китайских авто все в пределах разумного, по требованиям. Китайцы достаточно жестко придерживаются стандартов, поэтому рассуждать о том мягкий металл или нет — странно. Если сравнивать с „Москвичом“ 1964 года, то, наверное, мягкий». Задержки с поставками комплектующих Шалина объяснила несвоевременной оплатой со стороны клиента или задержкой страховых служб, если машина была застрахована по каско. При этом в подавляющем большинстве случаев, по словам эксперта, поставки выполняются в течение 45 дней с момента заказа, как установлено законодательством.

«Нет какой-то сильной загруженности [автомастерских], все станции загружены в пределах возможностей. Если не хватает мест, увеличивают количество подъемников, это обычная практика. У нас с начала ноября фактически не прекращаются снегопады и гололеды, и количество аварий уже зашкаливает», — пояснила глава автоцентра «Истком».

Неуверенность в российской экономике

Несмотря на заверения скептиков китайского автопрома, объективно оценить качество машин из Поднебесной представляется возможным лишь через несколько лет, когда закончится гарантийный срок моделей, купленных в период с 2022 по 2024 гг. Многие проблемы, с которыми сталкивались покупатели еще 5 лет назад, давно решены — к примеру, некачественный пластик и дешевые материалы для внутренней отделки.

Однако, очереди в автомастерских говорят о том, что проблемы с эксплуатацией китайских авто есть, пусть они и не носят системный характер. В будущем число официальных сервисных центров вырастет, а поставки комплектующих из-за рубежа будут налажены, но на это может уйти несколько лет.

«Остаточная стоимость китайского автомобиля на „Авито“ и „Авто.ру“ никакого негатива не внушает, — заключает председатель „Всероссийского общества автомобилистов“ Валерий Солдунов. — Современная модель через два года, конечно, теряет в цене, но не сильно — это показатель того, что машина хорошая. Потому что раньше китайский автомобиль в два раза падал в цене, просто выехав из салона».

Значимым показателем может служить тот факт, что автомобили китайских брендов активно используют в сервисах каршеринга и такси. Компании в данных сегментах не могут позволить себе долго и дорого ремонтировать авто, а значит у машин из КНР практически нет «хронических» проблем, весь ремонт — стандартный и быстропроизводимый. Впрочем, смогут ли модели Haval, Changan, Dongfeng, Geely и других брендов избавиться от малозначительных, но частых дефектов — вопрос открытый.

«Проведя много переговоров с китайскими партнерами, могу предположить, что качество автомобилей вряд ли будет расти. По причине неуверенности [Китая] в российской экономике и подходе к автобизнесу в целом», — резюмировал технический директор ГК «Нейс-Юг» Юрий Янев.

«Проведя много переговоров с китайскими партнерами, могу предположить, что качество автомобилей вряд ли будет расти»

Спрос на китайские машины за 2023 год в целом показал значительный рост, однако ближе к концу года стал падать. РБК Петербург писал, что основная причина такой тенденции — стремительный рост цен на автомобили. Средневзвешенная цена на новую машину в декабре 2023 года превысила отметку 3 млн руб., что на 23% больше показателя 2022 года. Причем подорожали не только «китайцы» — средняя стоимость авто с пробегом также выросла на 16% к 2022 году и впервые в истории России пробила психологический барьер в 1 млн руб.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля