Владимир СКВОРЦОВ: " Саратов - это правильное место, здесь просто не может не быть экономического роста"

В конце июня в Саратове с деловым визитом побывал Владимир Скворцов - генеральный директор компании «АльфаСтрахование». Известно, что в кризисный период страховой рынок пострадал наравне с другими сегментами экономики, но каковы пути выхода из сложной ситуации? Можно ли говорить об остановке регресса и начале постепенного восстановления утраченных позиций? На эти и другие вопросы Скворцов ответил в эксклюзивном интервью «Взгляду».

16:49
Саратовский взгляд

- По оценкам экспертов, финансовый кризис сейчас вступил в первую стадию, будет ли вторая - мнения расходятся. Как чувствует себя на этом трудно определяемом этапе рынок страхования?

- В целом можно констатировать, что рынок начал выходить из кризиса. Если тенденцией 2009-го было ускоряющееся падение, особенно в первом и втором квартале, то за тот же период 2010-го рынок даже подрос. Другой вопрос в том, что я все же был бы осторожен в таких оптимистичных оценках. Экономика, как мы видим, пока еще не до конца вышла из кризиса. Безусловно, острая фаза прошла, и это видно как по ситуации в целом, так и по обстановке на страховом рынке. В наших планах и оценках на 2010-й мы исходили из того, что рынок будет примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Первый квартал показал небольшой рост (плюс 5,2 % (без ОМС), но говорить о том, что начинается бум, как это было в начале 2008-го, пока преждевременно.

- Из чего на данный момент складывается основной портфель компании и как чувствуют себя в посткризисный период страховые продукты?

- По данным за первый квартал 2010 года наш портфель примерно на треть состоит из автострахования - КАСКО, ОСАГО, третью часть занимает ДМС (дополнительное медицинское страхование - Авт.), и еще 30% - страхование имущества физических, юридических лиц, грузов и ответственности. Оставшиеся 9% приходятся на страхование от несчастных случаев и страхование жизни. Это было сознательное распределение, некая диверсификация портфеля, позволившая бизнесу компании не зависеть от какого-то одного продукта.
Если же говорить об отдельных тенденциях, то можно констатировать, что, к примеру, рынок КАСКО зависит от количества продаж новых автомобилей. Первый квартал был в этом смысле не очень хорошим. Падение сборов по КАСКО в первом квартале 2010 привело к тому, что объем этого рынка составил 28,4 млрд рублей. В апреле-мае 2010-го спрос на рынке авто оживился. К сожалению, уровня 2008 года рынок, конечно, достигнуть в среднесрочной перспективе не сможет, но по сравнению с 2009-м все-таки будет небольшой прирост.
Мы были приятно удивлены, что в кризисный год практически не упал рынок ДМС. Это позволяет надеяться, что он будет расти еще как минимум ближайших два года. Кроме того, данный факт лишний раз доказывает, что в России есть растущий спрос на все услуги здравоохранения. Такая тенденция радует, значит, забота о здоровье стала приоритетом для многих россиян.
Что касается страхования имущества: До 2009 года наблюдался бурный рост ипотеки. Как только масштабы ипотечного кредитования уменьшились, тут же все просело.
Сейчас у нас ощущение, что ипотека снова начала расти. Банки снизили ставки – и это хорошо. Толчок дан, а будет ли вертикальный рост, как в 2008 году, пока неизвестно, но существующая динамика явно позитивная.

- Возросла ли востребованность отдельных страховых продуктов благодаря кризису?

- Я бы привел два примера. Первое - это, конечно же, рост популярности продуктов автострахования с франшизой, популярных на Западе. Полное КАСКО - не самый популярный в мире вид страхования. Это дорого и неудобно. А страхование с франшизой позволяет клиенту за меньшие деньги получить защиту от основных страховых рисков.
Второй пример - ДМС для физических лиц. Прошлый год оказался первым годом, когда этот сегмент показал довольно бурный рост. Я думаю, тут основная причина в том, что когда ряд компаний отменил программы медицинского страхования для сотрудников, многие перешли в сегмент страхования для физических лиц.

- Как вы относитесь к тому, что развитие страхования в России часто подвержено влиянию различных ситуаций? Например, гибель туристов в Турции или пожар в баре «Хромая лошадь» заставили задуматься о страховании ответственности владельцев предприятий:

- Так происходит не только у нас. Мы часто говорим про Россию и ее специфику, а оказывается, что другие страны этот путь уже проходили, но чуть раньше. Влияние трагических событий, безусловно, присутствует, но оно, скорее, ведет к тому, что правительство начинает более серьезно обсуждать законодательные инициативы, касающиеся рынка страхования. «АльфаСтрахование» выступает за развитие добровольных видов страхования, но какие-то виды было бы правильно вводить как обязательные, а потом реформировать их, снижать тарифы, делая постепенно добровольными. Это наглядно демонстрирует опыт России и других стран. К примеру, в 2002-2003 годах ОСАГО воспринималось как дополнительный налог, опросы показывали негативное отношение со стороны населения. Но когда люди поняли, что могут получить компенсацию при аварии, ситуация изменилась. Сегодня опросы общественного мнения подтверждают, что подавляющее большинство граждан стремятся приобрести автостраховку. И я уверен, если ОСАГО станет добровольным видом страхования, процент застрахованных, конечно, снизится, но не значительно.
Думаю, если говорить о других обязательных видах страхования, то это, в первую очередь, должно быть страхование ответственности перед третьими лицами. Государство не вправе заставить вас страховать свое имущество, здоровье и так далее. Но нередки случаи, когда владельцы небольшого бизнеса становились виновниками причинения крупного ущерба большому количеству людей и не имели возможности расплатиться. А страхование ответственности перед третьими лицами накладывает обязательства по возмещению подобных расходов на страховую компанию. Сейчас обсуждается введение этого вида страхования как обязательного. Можно предположить, что в 2010 году этот законопроект уже появится в стенах думы.

- В период кризиса возможно появление новых продуктов на рынке страхования?

- Мы активно предлагаем новые продукты. Считается, что кризис не лучшее время для инноваций, но я с этим не согласен. Кроме автострахования мы активно работаем в области добровольного медицинского страхования физических лиц. Здесь у нас есть хорошие наработки, за этим рынком будущее. Кроме того, мы развиваем коробочный продукт для физических лиц. Он включает и имущественное страхование, и страхование от несчастного случая.

- Несмотря на кризис, у вас стартовал проект по открытию в регионах клиник Альфа Центр Здоровья. Ставка делается на то, что в сложные времена люди экономят на всем, кроме здоровья?

- Этот проект мы начали развивать еще в начале 2008 года. Долгое время находились в процессе доработки идеи. Когда кризис уже был в разгаре, в октябре 2008 года мы еще раз детально и глубоко проанализировали все составляющие проекта, обсудили, как негативная финансовая ситуация может отразиться на медицине, и подтвердили, что будем двигаться дальше. Судя по экономическим обзорам, проводившимся в разное время в разных странах, в кризисные времена падает в основном спрос в сегменте «люкс» (рестораны, заграничные поездки). А расходы на лечение и образование не только не снижаются, но даже растут, причем именно в кризис. При этом спрос на качественное обслуживание неуклонно растет. Другое дело, что медицина в России является одной из самых отсталых отраслей экономики с точки зрения приближения к мировым стандартам. Но иногда то, что еще вчера казалось невозможным, сегодня считается обычным делом. Вспомните, в 1994-1995 годах все - продукты и одежда - закупались на мелкооптовых рынках, и потребители считали это благом. Экспертов, говорящих о том, что куда удобнее строить супермаркеты, никто не слушал. А сейчас мы предпочитаем делать покупки в больших и удобных гипермаркетах. То же самое происходит и с медициной. Государство, конечно, должно поддерживать бесплатную медицину, заботиться о малоимущих слоях населения. Но средний класс сейчас может себе позволить прийти на платный прием в клинику и отдать за него 400-500 рублей. Поэтому у частной медицины, по моему мнению, есть огромный потенциал для роста.

- Рынок частной медицины в Саратове достаточно развит. Был ли учтен это аспект? Нужна ли городу еще одна частная клиника?

- У «АльфаСтрахования» в Саратове хороший бизнес. Мы считаем, что это регион перспективный, растущий. Не знаю, на каком месте он находится в рейтинге субъектов Федерации, но просто вижу, что это правильное место, где есть правильные люди, и здесь просто не может не быть экономического роста. Мы видим огромное количество потенциальных клиентов, которые будут готовы к нам прийти, если мы сделаем хорошее качественное предложение.

- Большинство частных клиник Саратова делают ставку на диагностику. Ваша клиника тоже будет работать в этом сегменте медицинских услуг?

- Наша основная задача - вылечить человека. Диагноз, конечно, важный этап в достижении этой цели, но далеко не единственный. Критерий работы врачей в нашей клинике - не количество заработанных денег, а качество оказанной медицинской помощи. Ведь можно прийти три раза и вылечиться, а можно пять раз, отдав больше денег, но остаться недовольным. Бывает и так, что после поставленного в частной клинике диагноза пациента отправляют долечиваться в госучреждении. Мы по такому принципу работать не собираемся. Конечно, мы не обладаем полным набором медицинского инструментария для лечения, но, с точки зрения поликлинического облуживания, у нас есть полный спектр услуг, хорошие врачи, хорошее оборудование.
Кроме того, одно из преимуществ сетевой клиники в том, что мы связаны с лучшими лечебными учреждениями в России и за ее пределами. Если будет необходима срочная госпитализация или направление на сложное обследование, мы сможем отправить пациента куда угодно. Лишь бы лечение было эффективным и комфортным. Но все же, я думаю, это будут исключительные случаи, потому как такие клиники создаются именно для того, чтобы человек не летал в Германию, а мог на месте получить услугу такого же качества, будь то в Саратове или Москве.

- Как вы относитесь к идее участия частной медицины в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)?

- Пока на том уровне, на котором мы находимся, компания не рассматривает возможность участия наших клиник в системе обязательного медицинского страхования. Мы не можем позволить себе существовать на госдотации. Денег, которые выделяются на лечение больного в системе ОМС, не хватает. Другое дело, что сейчас существуют планы законодательного реформирования этой системы. Если тарифы по ОМС буду расти, об этом можно будет говорить. Я убежден, что это позволит улучшить ситуацию в государственных поликлиниках и больницах, мы будем конкурировать с ними на равных. А пока мы рассматриваем возможность госзаказа только по отдельным услугам.

- В Саратове так сложилось, что политика - это медицина, а медицина – это политика. Как вы нашли общий язык представителями власти в регионе?

- Мы не просим никаких льгот, не живем на бюджетные деньги. Я думаю, что чиновников должен радовать тот факт, что в области появляется новая, современная и самостоятельная клиника. Не было случая, чтобы нам где-то отказали в сотрудничестве. У нас две клиники в Москве и еще четыре в регионах - Перми, Кирове, Самаре, Саратове. Первая клиника открылась около года назад.

- Какова их рентабельность?

- Мы выполняем все намеченые планы. Конечно, хотелось бы сегодня открыть клинику, а завтра чтобы сразу пошел золотой дождь. Но так не бывает. Впрочем, на Саратов мы смотрим с большим оптимизмом.

Елена НАЛИМОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля